Формирование представлений о семейных ценностях у обучающихся с нарушением интеллекта
Вопросы подготовки молодого поколения к будущей семейной жизни и формирования адекватных семейно-ролевых установок давно и прочно входят в перечень актуальных педагогических проблем. Особого внимания заслуживает процесс семейного воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, что объективно обусловлено состоянием их психофизического и интеллектуального недоразвития, недостаточным усвоением опыта нравственного поведения, отсутствием устойчивого ориентирования на этические эталоны и нормы взаимоотношений в различных социально-средовых ситуациях, отмечают Елена ЕРОФЕЕВА, учитель и классный руководитель 9-го класса, и Евгения ЕГОРОВА, учитель-логопед школы-интерната № 9 Сарова.
Представления таких детей о понятиях «семья», «семейные ценности», «роль и место семьи в обществе», «семейные традиции» недостаточно сформированы в силу различных неблагоприятных социальных и материальных устоев их семей, а также дефицита собственной социальной позиции.
Именно поэтому связанные с этим задачи необходимо решать путем анализа и коррекции особенностей ценностных ориентаций и семейно-ориентированных установок школьников, уровня сформированности их представлений о себе как о члене семьи и будущем семьянине.
В рамках Года семьи в нашей школе-интернате был реализован творческий проект «Семья — основа счастья». Его участниками стали обучающиеся 9-го класса, родители, классный руководитель, учитель-логопед. Целями проекта были: закрепление интереса к истории своей фамилии, семьи, семейным традициям; воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам; формирование личности; развитие партнерских отношений с семьей.
На организационном этапе обсуждалась актуальность проблемы, определялись задачи и выдвигались предложения по реализации проекта.
Подготовительный этап включал в себя поиск иллюстративного и информационного материала по теме проекта, подбор литературных произведений для индивидуального и коллективного чтения, просмотр короткометражных фильмов и видеороликов о семейных традициях и ценностях, беседы с обучающимися и их родителями.
Участники проекта оформили фотовыставку «Я и моя семья», создали коллаж «Традиции моей семьи», организовали выставку рисунков «Мы вместе», заучивали пословицы и поговорки о семье и дружбе. Активное участие в создании проекта приняли родители, которые вместе с детьми составили генеалогическое древо. Ребята узнали, кем были и чем занимались их предки.
Итогом проекта стали создание видеопрезентации «Наша семья» и проведение внеклассного мероприятия «Моя семья — мое богатство». Благодаря проекту укрепились детско-родительские отношения. Обучающиеся больше узнали о своих семьях, семейных традициях и ценностях. Родители выразили интерес к дальнейшей совместной деятельности.
Специально организованный учебно-воспитательный процесс комплексного педагогического воздействия через систему урочных и внеурочных занятий с использованием различных технологий, изобразительных средств и элементов арт-коррекции позволяет сформировать определенные знания и умения, необходимые обучающимся с нарушением интеллекта для дальнейшего построения ими самостоятельной семейной жизни. Включение в учебную программу специальных тем, раскрывающих духовно-нравственный и социально-психологический аспекты семейной жизни, качественно повышает уровень общего развития школьников и их дальнейшей социализации.
ПОДЕЛИТЬСЯ: