«Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
Как вовлечь детей, а также их родителей, членов их семей, в систематические занятия физической культурой и спортом? Решение есть. «Соберите их в семейные команды», — советует Татьяна ЗАМЫСЛОВА, учитель физической культуры школы № 11 Сарова.
Мама, папа, я — спортивная семья
В нашей школе в начале этого учебного года была реализована необычная семейная досуговая деятельность. Нами ставились задачи содействия организации досуга и активного отдыха учащихся и их родителей, развития лидерских и организаторских способностей подрастающего поколения, расширения арсенала двигательных навыков и умений детей и родителей.
Мероприятие для родителей и учащихся было организовано в четырех форматах: программа включала массовый забег на дистанцию 1000 м; семейный велозаезд на дистанцию 2000 м; ориентирование на местности, дистанция 3—4 км; эстафету на самокатах.
Качество мероприятия зависит от его подготовки. Во-первых, необходимо назначить ответственных за проведение разминки из числа учащихся. Разминку мы регулярно проводим с ребятами на уроках физической культуры, так что они прекрасно с этим справляются. Во-вторых, подготовить колонку и музыку для разминки. Перед началом активного спортивного развлечения под руководством учителя физической культуры ответственные за разминку учащиеся проводят для своих родителей и одноклассников комплекс упражнений под музыку. В-третьих, подготовить столик, на который выложить наградные материалы: дипломы, медали, кубки, сладкие призы и т. д. В-четвертых, продумать саму программу и подготовить необходимое оборудование и материалы.
Ориентирование и массовый забег
После вступительного приветственного слова и разминки объясняется задание по ориентированию на местности. Ориентирование проводится по карте местности с отмеченными на ней шестью пунктами, в каждом из которых находится часть мозаики, которую надо собрать. В готовой мозаике у команд соберутся картинки с российскими символами: герб России, российский флаг, ноты гимна России, карта России, Московский Кремль и др. Карты местности и всю мозаику, по количеству заявившихся семейных команд, необходимо распечатать, а перед началом программы подготовленные кусочки мозаики спрятать на маршруте.
Наша школа находится в лесной местности, что удачно с точки зрения ориентирования: фрагменты мозаики можно разложить и спрятать на туристической тропе. Старт семей — участников ориентирования — общий, после получения карты маршрута. Команды проходят задание на время. Время засекается при помощи секундомера.
Как только зарегистрированные на этот формат мероприятия семейные команды разойдутся, организуем на стадионе массовый забег на дистанцию 1000 м. Хотелось бы, конечно, сделать дистанцию побольше, но не все родители достаточно тренированы. Задумка состоит в том, что все бегут семьями, поддерживая друг друга. Семейный старт проводим отдельными забегами для семей с мальчиками и семей с девочками. Участники массового забега стартуют по сигналу судьи на время. Финиш семьи определяется по последнему финишировавшему участнику семейства.
«Быстро мчит велосипед...»
В наших классах по 25 учащихся, и на семейное развлечение пришли многие. Как же всех правильно распределить?
Первоначально перед семейными играми мы провели опрос ребят в классе: кто и как будет развлекаться, у кого и какой инвентарь есть — велосипеды, самокаты, ролики? В процессе организации мероприятия необходимо предусмотреть наличие этого инвентаря.
И вот кто-то ушел с картами на ориентирование, кто-то стартовал в семейном забеге, а остальные участники готовятся к семейному велозаезду на дистанцию 2000 м. Можно, разумеется, предусмотреть ее побольше, но соревновательный азарт на длинной дистанции не увидят участники семейных стартов, и велозаезд было решено провести в виде эстафеты.
Первыми стартуют родители. У каждого велосипед. Дистанция — 500 м. Передача эстафеты детям производится в специальном коридоре для этого (20 м). Дети на велосипедах ждут своих родителей и, приняв от них эстафету, также проезжают дистанцию 500 м. После детского этапа эстафета вновь передается родителям, и все повторяется заново. Родители, проехав свой отрезок дистанции, опять передают эстафету детям. Дистанция прежняя — 500 м.
Финиш определяется по времени на секундомере. Кроме того, необходимо учесть, что трассу надо разметить флажками или эстафетными оранжевыми конусами, чтобы участники не свернули с пути в неправильном направлении. Учитывайте время, чтобы успеть сделать разметку перед встречей с семейными командами.
«Я качусь на самокате...»
Последним видом развлечения стала эстафета на самокатах. Это была самая динамичная и редко используемая на практике, но чрезвычайно интересная деятельность. Первыми в эстафете на самокатах движение начинают дети. Дистанция проходит по кругу стадиона (200 м). Далее движение принимают родители, которые преодолевают то же расстояние. Третий этап на самокатах проезжают дети, четвертый — родители.
Здесь, в отличие от велозаезда, у каждой команды должен быть один самокат, и передавать его надо как эстафетную палочку. Эстафета на самокатах проходит в несколько заездов по две семьи на старте на время. Лучший результат вычисляется после того, как проедут все участники соревнований.
В конце мероприятия победители и участники награждаются дипломами и медалями за первое, второе и третье места.
Такие семейные спортивные досуги становятся все более популярными, поскольку объединяют семьи и способствуют активному образу жизни.
ПОДЕЛИТЬСЯ: