В поисках приключений

Сегодня особенно остро стоит вопрос о приобщении подрастающего поколения к чтению. Эта проблема волнует как учителей, так и родителей. Задача взрослых — привлечь внимание ребят к изучению лучших образцов всемирной литературы. Так считает учитель русского языка и литературы лицея № 8 имени академика Е.К. Федорова Нижегородского района Нижнего Новгорода Светлана КУЗНЕЦОВА и рассказывает о творческом семейном проекте-игре «В поисках приключений» (по роману Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан»), который успешно прошел в 5-х классах.

 

 

Книги нашего детства

Тема проекта был выбрана неслучайно. Как выяснилось, многие родители современных пятиклассников в детстве читали романы Купера. Зачитываясь историями о храбром Ункасе, отважном Чингачгуке и верном Натти Бампо, они учились дружить. Поэтому одной из важных задач проекта стало приобщение представителей современного поколения к литературе их родителей. Таким образом происходит единение интересов, что в свою очередь служит духовному сближению семьи и формированию семейных традиций.

Писательское наследие

Джеймс Фенимор Купер — признанный классик историко-приключенческого романа, увлекательными книгами которого зачитывалось не одно поколение читателей. Его наследие велико и многообразно: более 30 романов, исторические сочинения, публицистика. Но из всего, что написал Купер, особую любовь читателей всего мира заслужили пять романов, объединенных одним героем — Натти Бампо по прозвищу Кожаный Чулок, Соколиный Глаз, Длинный Карабин, Следопыт, Зверобой. Он охотник, друг индейцев, который ведет борьбу за их независимость и живет полной опасностей жизнью. Удачную судьбу именно этих романов предвидел и сам писатель: «Если какому-либо произведению, вышедшему из-под пера, суждено пережить себя, то это, бесспорно, будет серия романов о Кожаном Чулке».

Купер в «русском мире»

Русские писатели и критики также восторженно отзывались о нем. Куперовские герои отчасти сродни нашему мироощущению и поэтому вошли в духовный мир российского человека. Нам нравятся их отвага, воля, непоколебимое упорство, умение проложить себе путь сквозь все преграды. Даже в современном разговорном языке мы используем многие слова из произведений Купера. Например, выражение «последний из могикан» сегодня употребляется с целью подчеркнуть несгибаемую волю, верность благородной цели. Часто в нашей речи мы употребляем фразеологизмы «тропа войны», «трубка мира», «закопать топор войны» из бессмертных произведений писателя.

Читаем вместе

Творческий семейный проект-игра был разработан с целью приобщения детей и родителей к традиционному семейному чтению. Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближают членов семьи, объединяют их духовно и воспитывают у детей потребность читать самостоятельно.

Первым и самым важным этапом стало знакомство с информацией о том, что все родители пятиклассников знакомы с произведениями Джеймса Фенимора Купера. У ребят появился интерес к изучению книг, которые читали их родители. А приключенческий жанр стал благодатной основой для дальнейшей работы над проектом. Родители снова, теперь уже вместе с детьми, читали роман.

Обсуждая с ребенком поступки героев и ситуации, описанные в книге, родители выстраивают с ним доверительные отношения, учат его формулировать и высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других. Семейное чтение обладает поистине уникальным свойством: оно способно создавать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития ребенка.

 

 

Творческая мастерская

Родители помогли реализовать множество идей ребят: сделали гирлянду, разные виды тотемов, подготовили головные уборы из перьев, томагавки, лошадей, интересные украшения. Интересные предложения вносили и сами родители. Таким образом, работа над проектом позволила создать дополнительные аспекты общения детей и родителей.

Настоящая командная игра прошла на этапе защиты проекта. Ребята, разделившись на команды, подготовили презентации о героях романа (Чингачгуке, Натти Бампо, Ункасе): песни, танцы, стихотворения, рисунки. После представления команд началась игра, во время которой дети узнали много нового и интересного о культуре, религии и традициях американских индейцев. Особенно увлекательной стала работа с индейскими пословицами («Сначала посмотри на следы своих мокасин, прежде чем судить о недостатках других людей»; «Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах»; «Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора»).

Расскажи о книге

По окончании проекта учащиеся поделились своими наблюдениями и открытиями, представив свой опыт в группе лицея во «ВКонтакте» и на заседании «Общества активных читателей» в Нижегородской государственной областной детской библиотеке имени Т.А. Мавриной. Так знакомство с книгой, прочитанной в семейном кругу, переросло в увлекательное путешествие в мир литературы.

Проект «В поисках приключений» помогает решить одну из главных проблем современности — приобщения школьников к чтению. А выбор формы проекта — семейный — возвращает к традициям семейного чтения, к обычаю русских интеллигентных семей.

 

Школа № 5, май 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN