Сказкотерапия как средство развития творческих способностей
Современные исследования показывают, что многие, в том числе художественные, способности детей развиваются наиболее интенсивно в процессе овладения конкретным видом искусства, например, изобразительным. Изучая приемы использования выразительных средств, цвета, линии, формы для передачи своих мыслей, переживаний и чувств, ребенок проникает в тайны создания художественных образов. Наряду с восприятием, памятью и мышлением творческое воображение играет важнейшую роль в деятельности человека, в развитии его личности. Именно благодаря воображению появляются величайшие изобретения человечества, напоминает Наира ЕГИАЗАРЯН, учитель изобразительного искусства школы № 173 имени Героя Советского Союза Д.А. Аристархова Советского района Нижнего Новгорода.
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Комплексный метод
Среди общих технологий развития эмоциональной сферы школьников особое значение имеет следующие технологии учебной деятельности: арт-терапия, сказкотерапия, трудовая терапия и др.
Термин «сказкотерапия» появился несколько десятилетий назад. По мнению ученых, сказкотерапия — это комплексный метод, базирующийся на игротерапии, арт-терапии и проективной психодиагностике. Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Психотерапевт Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева подчеркивает, что «сказкотерапия — это еще и процесс “вспоминания” и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения».
Сказкотерапия с успехом применяется как для диагностики детей и взрослых, так и для коррекции различных отклонений; как с целью профилактики, так и с целью развития способностей.
Сказка предоставляет широкие возможности для педагога. Ее можно использовать как метафору, по мотивам сказки можно рисовать, обсуждать поведение и мотивы действий персонажей, проигрывать отдельные ее эпизоды, рассматривать как притчу-нравоучение, организовать творческую деятельность по мотивам сказки.
«Карты Проппа»
Созданный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой курс сказкотерапии включает разнообразные приемы и формы работы, позволяющие развивать творческое мышление и воображение, память и внимание, координацию движений и восприимчивость, адекватную самооценку и позитивные способы общения. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать. Сказка передает знания из поколения в поколение.
Основные приемы работы со сказкой следующие: анализ сказок, рассказывание сказок, переписывание сказок, постановка сказок с помощью кукол, сочинение сказок.
Эта удивительная методика развития речевого, художественного творчества детей известна в практической педагогике как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества фольклориста Владимира Яковлевича Проппа.
Методика заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, В.Я. Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации — это своего рода «кубики», из которых можно «собрать» любую сказку.
«Карты Проппа» — карточки, на которых изображены условные или карикатурные рисунки, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта — это и есть определенное событие сказки. Сказочных ситуаций или функций 20: запрет; нарушение запрета; вредительство; отъезд героя; задача; встреча с дарителем; волшебные дары или волшебное средство; появление героя; вредитель или антигерой; борьба; победа; возвращение домой; прибытие домой; ложный герой; трудные испытания; ликвидация беды; узнавание героя; изобличение ложного героя; наказание ложного героя; свадьба или счастливый конец.
«Сказка ложь, да в ней намек!»
На уроке изобразительного творчества я предлагаю ученикам пересказать сказку «Колобок», опираясь на «карты Проппа».
1. Карта — Жили-были. (Герои сказки бабка и дедка)
2. Карта — Герою дают сложное задание. («Испеки мне, старая, колобок!»)
3. Карта — Герой выполняет задание. (Бабка по сусекам поскребла, по амбару помела...)
4. Карта — Герой покидает дом. (Колобок катится в лес)
5. Карта — Герой вступает в битву с врагом. (И говорит ему колобок: «Не ешь меня зайчик, я тебе песенку спою...»)
6. Карта — Герой выдерживает испытание. («И от тебя убегу...» И покатился колобок дальше)
7. Карта — Появление ложного героя. (А навстречу ему лиса)
8. Карта — Враг начинает действовать. («Что-то я стара стала, глуха, сядь-ко ко мне на носик, да пропой свою песенку еще разок, колобок»)
9. Карта — Несчастливый конец.
Предлагаю заменить карту «Несчастливый конец» на карту «Счастливый конец». И далее поясняю, что для доброй концовки сказки мы попробуем использовать добавочные карты:
— 1-й вариант + Разоблачение ложного героя.
— 2-й вариант + Герою дается новый облик.
— 3-й вариант + Погоня и получение волшебного средства.
После завершения процесса сочинения сказок ученики делятся впечатлениями, отмечают положительные моменты, определяют сложности, которые возникли в процессе практической деятельности.
Таким образом, сказка в образной форме повествует об основных этапах становления и развития личности. В процессе формирования эмоциональной сферы ребенка следует уделить значительное внимание именно сказкотерапевтическому методу коррекции.
Я считаю, что развитие творческих способностей учащегося заслуживает огромного внимания, именно от степени их становления будут зависеть его будущие жизненные ориентиры, готовность эффективно справляться с различными трудностями, гибкость ума и нешаблонность мышления.
ПОДЕЛИТЬСЯ: