Сказкотерапия как средство развития творческих способностей

Современные исследования показывают, что многие, в том числе художественные, способности детей развиваются наиболее интенсивно в процессе овладения конкретным видом искусства, например, изобразительным. Изучая приемы использования выразительных средств, цвета, линии, формы для передачи своих мыслей, переживаний и чувств, ребенок проникает в тайны создания художественных образов. Наряду с восприятием, памятью и мышлением творческое воображение играет важнейшую роль в деятельности человека, в развитии его личности. Именно благодаря воображению появляются величайшие изобретения человечества, напоминает Наира ЕГИАЗАРЯН, учитель изобразительного искусства школы № 173 имени Героя Советского Союза Д.А. Аристархова Советского района Нижнего Новгорода.

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

 

 

Комплексный метод

Среди общих технологий развития эмоциональной сферы школьников особое значение имеет следующие технологии учебной деятельности: арт-терапия, сказкотерапия, трудовая терапия и др.

Термин «сказкотерапия» появился несколько десятилетий назад. По мнению ученых, сказкотерапия — это комплексный метод, базирующийся на игротерапии, арт-терапии и проективной психодиагностике. Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Психотерапевт Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева подчеркивает, что «сказкотерапия — это еще и процесс “вспоминания” и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения».

Сказкотерапия с успехом применяется как для диагностики детей и взрослых, так и для коррекции различных отклонений; как с целью профилактики, так и с целью развития способностей.

Сказка предоставляет широкие возможности для педагога. Ее можно использовать как метафору, по мотивам сказки можно рисовать, обсуждать поведение и мотивы действий персонажей, проигрывать отдельные ее эпизоды, рассматривать как притчу-нравоучение, организовать творческую деятельность по мотивам сказки.

«Карты Проппа»

Созданный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой курс сказкотерапии включает разнообразные приемы и формы работы, позволяющие развивать творческое мышление и воображение, память и внимание, координацию движений и восприимчивость, адекватную самооценку и позитивные способы общения. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать. Сказка передает знания из поколения в поколение.

Основные приемы работы со сказкой следующие: анализ сказок, рассказывание сказок, переписывание сказок, постановка сказок с помощью кукол, сочинение сказок.

Эта удивительная методика развития речевого, художественного творчества детей известна в практической педагогике как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества фольклориста Владимира Яковлевича Проппа.

Методика заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, В.Я. Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации — это своего рода «кубики», из которых можно «собрать» любую сказку.

«Карты Проппа» — карточки, на которых изображены условные или карикатурные рисунки, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта — это и есть определенное событие сказки. Сказочных ситуаций или функций 20: запрет; нарушение запрета; вредительство; отъезд героя; задача; встреча с дарителем; волшебные дары или волшебное средство; появление героя; вредитель или антигерой; борьба; победа; возвращение домой; прибытие домой; ложный герой; трудные испытания; ликвидация беды; узнавание героя; изобличение ложного героя; наказание ложного героя; свадьба или счастливый конец.

«Сказка ложь, да в ней намек!»

На уроке изобразительного творчества я предлагаю ученикам пересказать сказку «Колобок», опираясь на «карты Проппа».

1. Карта — Жили-были. (Герои сказки бабка и дедка)

2. Карта — Герою дают сложное задание. («Испеки мне, старая, колобок!»)

3. Карта — Герой выполняет задание. (Бабка по сусекам поскребла, по амбару помела...)

4. Карта — Герой покидает дом. (Колобок катится в лес)

5. Карта — Герой вступает в битву с врагом. (И говорит ему колобок: «Не ешь меня зайчик, я тебе песенку спою...»)

6. Карта — Герой выдерживает испытание. («И от тебя убегу...» И покатился колобок дальше)

7. Карта — Появление ложного героя. (А навстречу ему лиса)

8. Карта — Враг начинает действовать. («Что-то я стара стала, глуха, сядь-ко ко мне на носик, да пропой свою песенку еще разок, колобок»)

9. Карта — Несчастливый конец.

Предлагаю заменить карту «Несчастливый конец» на карту «Счастливый конец». И далее поясняю, что для доброй концовки сказки мы попробуем использовать добавочные карты:

— 1-й вариант + Разоблачение ложного героя.

— 2-й вариант + Герою дается новый облик.

— 3-й вариант + Погоня и получение волшебного средства.

После завершения процесса сочинения сказок ученики делятся впечатлениями, отмечают положительные моменты, определяют сложности, которые возникли в процессе практической деятельности.

Таким образом, сказка в образной форме повествует об основных этапах становления и развития личности. В процессе формирования эмоциональной сферы ребенка следует уделить значительное внимание именно сказкотерапевтическому методу коррекции.

Я считаю, что развитие творческих способностей учащегося заслуживает огромного внимания, именно от степени их становления будут зависеть его будущие жизненные ориентиры, готовность эффективно справляться с различными трудностями, гибкость ума и нешаблонность мышления.

 

Школа № 6, июнь 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

 

ВКонтакте

 

Одноклассники

 

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN