Сенсорное развитие детей с ОВЗ
В настоящее время возросло внимание общества к проблемам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, развитию и коррекции их психофизических особенностей, отмечает Ольга КИТАЕВА, учитель-дефектолог школы-интерната № 9 Сарова.
Интеллектуальные нарушения поддаются коррекции
Новые социальные запросы определяют цель педагогической помощи обучающимся с интеллектуальными нарушениями — коррекцию недостатков их психофизического развития. Детям с интеллектуальным недоразвитием свойственны выраженные затруднения в функционировании сенсомоторной сферы, что определяет необходимость организации специальной работы в данном направлении, в том числе с использованием содержания коррекционного курса «Сенсорное развитие». Опыт реализации данного курса на протяжении ряда лет позволил мне выявить наиболее эффективные практики коррекционно-развивающего обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Моя работа по коррекции и развитию сенсорной и моторной сфер обучающихся с ОВЗ включала три направления: создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения сенсомоторной сферы; использование коррекционно-развивающих авторских методик; применение специальных методов и приемов.
Развивающая предметно-пространственная среда для обогащения сенсомоторной сферы обучающихся создавалась на основе следующих требований: безопасность, вариативность и полифункциональность; соответствие возрастным возможностям детей и содержанию коррекционного курса; разнообразие материалов для всех видов активности.
Достижению поставленной цели способствовало использование коррекционно-развивающих авторских методик: палочек Джорджа Кюизинера, блоков Злотана Дьенеша, игр Бориса Никитина, методики Марии Монтессори, терапии сенсорной интеграции Энн Джин Айрес, методики Эдуарда Сегена, комплекта «Пертра» Марианны Фростинг.
В качестве специальных методов и приемов применялись звуковые игры, интерактивная панель, дидактические игры на сенсомоторное развитие, работа с неструктурированным материалом, пособие «Умные кубики», сенсорные книги, коробки, коврики.
Авторские методики
При работе с палочками Джорджа Кюизинера использовались следующие виды заданий: на ознакомление с палочками, изучение цвета, на измерение, формирование количественных представлений, на построение, на состав числа, логические задания с палочками, конструирование плоскостных фигур по замыслу, сюжетное конструирование.
Работая с блоками Злотана Дьенеша, я применяла следующие приемы: сортировка объемных фигур по наглядному образцу, наложение на графические модели, соотнесение блока по признакам (цвет, форма, размер, толщина), классификация, обобщение и исключение лишней фигуры, ориентировка в пространстве, составление предметов по замыслу. В ряде случаев мною применялись игры и упражнения на классификацию с помощью кругов Эйлера, на составление сериационных рядов, на выполнение алгоритмов.
Обучающимся с легкими интеллектуальными нарушениями предлагались задания на основе игр Бориса Никитина: на начальном этапе школьники учились складывать каждый квадрат в отдельности, на втором — выкладывали несколько квадратов с предварительной классификацией деталей. Далее применялись творческие игры на основе деления квадрата на части, конструирования квадратных узоров из четырех кубиков и конструирования дорожек узоров из четырех кубиков.
При использовании методики Марии Монтессори детям предлагались следующие упражнения и игры: «Найди вкладыши к рамкам и вставь их», «Сложи дом с окошками на каждом этаже», «Обведи контур фигуры», «Обведи вкладыши», «Сделай орнамент из фигур». Также эффективными для решения задач сенсомоторного развития оказались задания с пирамидками различных форм для работы с эталоном размера (величины), геометрическими телами для работы с эталоном фигуры (формы), объемными втулками для работы с эталоном размера (величины) и шумовыми цилиндрами для совершенствования слухового восприятия.
Динамика и результативность
Одной из результативных практик, позволяющих добиваться существенной динамики в психофизическом развитии ребенка, является терапия сенсорной интеграции Энн Джин Айрес. В рамках данной методики применялись утяжеленные одеяла и жилеты, балансировочная доска Френк Бильгоу. Все виды заданий носили выраженный коррекционно-развивающий характер: упражнения на развитие эквилибристической реакции, упражнения с мешочками и мячами, упражнения с мячиком-маятником и цветной планкой, упражнения с доской-мишенью и мячами-попрыгунчиками.
В качестве эффективных приемов в рамках использования методики Эдуарда Сегена можно указать наложение фигуры на доску при работе с эталоном размера и ощупывание контура детали при работе с эталоном формы.
Комплект «Пертра» Марианны Фростинг позволил выявить следующие результативные приемы: сортировка с учетом сенсорного признака, обучение чередованию признаков (на примере эталона цвета) и тактильное рисование.
Для определения эффективности проведенной работы оценивалась динамика показателей сенсорного и моторного развития с помощью диагностических заданий (задания для промежуточной аттестации программы коррекционного курса «Сенсорное развитие»; карта оценки перцептивной сферы Людмилы Метиевой, Эльвиры Удаловой; диагностические пробы на ручную моторику Николая Озерецкого, Михаила Гуревича).
Полученные результаты подтвердили наличие динамики в показателях сенсорного и моторного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями и необходимость проведения систематической коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с младшими школьниками с ОВЗ.
ПОДЕЛИТЬСЯ: