Начальная школа как первая ступень приобщения к традиционным ценностям
В Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 г. № 809 указывается, что традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. О необходимости и путях формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей начиная с начальной школы рассуждает Марина ПРИЯТЕЛЕВА, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО.
Сохраняя и укрепляя национальную идентичность
К традиционным ценностям в соответствии с указом относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, сберегать народ и развивать человеческий потенциал. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.
Поэтому одним из основных направлений работы педагогов являются совершенствование форм и методов воспитания, поиск новых подходов и технологий приобщения обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям в системе общего образования. И начинать эту работу необходимо в начальной школе.
Что такое интернет-проект
Кафедра начального образования Нижегородского института развития образования организует интернет-проекты с целью приобщения младших школьников к традиционным российским ценностям. Реализованы шесть региональных проектов, в которых приняли участие 5020 обучающихся и 412 педагогов из 156 образовательных организаций с привлечением методистов и представителей Нижегородской епархии Русской православной церкви.
Под сетевым интернет-проектом понимается проект, реализуемый в рамках какого-либо сетевого сообщества с использованием компьютерных технологий посредством социального партнерства. Отличительной чертой любого проекта является наличие при его выполнении определенных этапов. Для работы над интернет-проектом в начальной школе результативно выделение этапов, которые позволяют выстраивать все проекты в соответствии с единой структурой и эффективность которых доказана педагогами в процессе реализации.
Разработка интернет-проекта начинается с инициативы, с идеи проекта, ориентированной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Затем формулируются цели и задачи, поэтапное содержание деятельности, задания и критерии их оценивания, определяются сроки проведения проекта. На заключительном этапе подводятся итоги проекта, вручаются дипломы победителям.
Проектная тематика
Формулируя темы интернет-проектов, мы опирались на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт народов России и Нижегородской области.
Региональный просветительский сетевой интернет-проект «О волжской столице замолвим мы слово» направлен на постижение малой родины через изучение истории и культуры Нижнего Новгорода. Младшими школьниками сделано немало: проведены патриотические, экологические, социальные акции, трудовые десанты; созданы отряды волонтерского движения.
Интернет-проект «Великий царь всея Руси Петр I» направлен на формирование патриотизма, гражданственности, служение Отечеству, сохранение исторической памяти и преемственность поколений. Команды выполняли исследовательские работы, составляли кроссворды, викторины, ленты времени, познакомились с новой современной технологией кроссенс, которая позволяет «оживить» историю образами — портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.
Познакомиться с образовательным потенциалом школьных музеев, музеев Нижегородской области и музеев России предлагает интернет-проект «Мы приглашаем вас в музей».
Основная цель интернет-проекта «О России с любовью» — формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем.
Целями интернет-проекта «Учителями славится Россия» являются: привлечение общественного внимания к современным задачам системы образования; повышение социальной значимости профессии учителя, воспитание чувства уважения к педагогическому труду; выявление творческого потенциала, поддержка социальной активности и инициативы педагогов и учащихся.
На формирование нравственных ориентиров, уважительного отношения к семье, воспитание активной гражданской позиции, патриотизма, раскрытие роли семьи, национальных традиций в воспитании учащихся, а также популяризацию семейных ценностей и образа благополучной современной семьи направлен региональный интернет-проект «Родина начинается с семьи».
Роль педагога
Вышеперечисленные проекты теснейшим образом связаны с ценностно-смысловой сферой личности, поэтому инициировать их и руководить ими могут только учителя, отличающиеся высоким уровнем сформированности социокультурной компетентности и нравственных качеств, разделяющие традиционные российские ценности. Эти задачи решаются в процессе реализации дополнительных профессиональных программ.
Метод интернет-проектов имеет явные преимущества в приобщении обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, предоставляет возможности сотрудничества между учениками и преподавателями, позволяет усилить мотивацию к учебной деятельности и сформировать необходимые компетенции школьников и учителей.
Педагогическим сообществом накоплен богатый опыт разработки и реализации интернет-проектов. Архив реализованных проектов представлен на многих региональных порталах. Лучшие интернет-проекты педагогов начального образования Нижегородской области можно найти на странице кафедры начального образования сайта НИРО https://niro.nnov.ru/?id=602 и сайте учителей ОРКСЭ Павловского муниципального округа https://nsportal.ru/orkse.
Опора на положительный опыт сетевого проектирования поможет педагогам разработать и реализовать интересные интернет-проекты для приобщения обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
ПОДЕЛИТЬСЯ: