«Родительская школа» в решении педагогических проблем
Кафедра начального образования НИРО оказывает методическую поддержку педагогам при организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования. Сотрудники структурного подразделения разрабатывают курсы повышения квалификации, позволяющие учителям решать актуальные проблемы обучения и воспитания младших школьников, напоминает Екатерина ЦИЛИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО.
Помогая родителям (законным представителям)
Однако достижение высоких результатов невозможно без взаимодействия всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей, детей, специалистов сопровождения.
Родители обучающихся, имея высокую мотивацию для оказания помощи своим детям при усвоении учебной программы, не всегда владеют необходимыми теоретическими знаниями, нуждаются в поддержке и консультациях грамотных профессионалов.
Нижегородским институтом развития образования в 2023 году был создан дистанционный консультационный центр «Родительская школа» для оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Сотрудники кафедры начального образования приняли активное участие в реализации проекта «Родительская школа».
Консультирование осуществлялось различными способами:
— очно — в помещении института, а также в рамках мероприятий, связанных с вопросами образования детей и обеспечения психолого-педагогического сопровождения их обучения и воспитания (выездные очные консультации);
— дистанционно — с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии консультанта с родителем;
— в формате письменного ответа на запрос родителей (законных представителей), обозначенный в процессе опроса / анкетирования / тестирования.
Наиболее востребованными оказались вебинары по заранее обозначенным темам, консультации с помощью мессенджеров и электронной почты по индивидуальным запросам родителей.
Родительский всеобуч
Мам и пап учеников начальных классов интересовали вопросы, касающиеся:
— правильной организации подготовки детей к школе;
— быстрой адаптации к школьному обучению;
— формирования функциональной грамотности младших школьников;
— создания условий для игры и общения, других значимых для развития ребенка видов детской деятельности;
— формирования социокультурной компетентности родителей;
— организации семейного досуга, в том числе семейного чтения;
— сохранения и укрепления здоровья обучающихся (закаливание детей разных возрастов, профилактика плоскостопия, формирование навыков здорового питания, утренняя гимнастика, игры на прогулках и т. п.);
— современных технологий обучения, воспитания, развития психических процессов;
— обучения детей, имеющих ОВЗ, нарушения устной и письменной речи, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), недостатки в развитии познавательных процессов;
— организации обучения школьников, имеющих индивидуально-типологические особенности (дети с разными каналами восприятия, леворукие и т. п.).
Родители обучающихся начальных классов имели возможность получить доступ к дистанционной обучающей платформе, содержащей полезные материалы: памятки, рекомендации, списки литературы, перечень диагностических материалов, упражнений и т. п. Изучив материалы вебинаров, родители получали свидетельство о повышении квалификации.
Взаимообогащающее сотрудничество
Проект «Родительская школа» помог родителям младших школьников познакомиться с требованиями ФГОС НОО и современными образовательными технологиями, определить степень и характер трудностей, возникающих у детей в процессе школьного обучения, сформировать тактику действий по устранению имеющихся проблем. Родители получили методические материалы, которые можно использовать для самостоятельных занятий с детьми.
Сотрудники кафедры начального образования, принимавшие участие в реализации проекта, смогли определить круг наиболее актуальных для родителей и педагогов проблем, скорректировать направления курсовой подготовки учителей начальных классов.
Несомненными достоинствами дистанционной формы консультирования родителей в рамках «Родительской школы» можно считать возможность оказания помощи большому количеству заинтересованных и мотивированных взрослых, в том числе из удаленных уголков Нижегородской области, не имеющих в образовательных организациях достаточного количества специалистов сопровождения (педагогов-психологов, учителей-логопедов и др.).
Об эффективности и целесообразности проведенных мероприятий можно судить по большому количеству положительных отзывов от участников проекта, повторному обращению родителей к сотрудникам Нижегородского института развития образования за консультациями.
ПОДЕЛИТЬСЯ: