«Всё делать вместе, сообща и делать для других»

Когда педагогу начинать развивать личность обучающихся, создавать условия для их социализации и самоопределения? Решение данного вопроса однозначно: с младшего школьного возраста. Это наиболее благоприятный период, в котором в детском сообществе складывается новая социальная ситуация развития, формируется установка на позитивное преобразование мира; это первая ступень на пути к гражданственности, ответственному отношению к обществу, Родине, считает Наталья ОРЕХОВА, учитель начальных классов гимназии № 4 Кстова.

 

 

Важный выбор

Я остановила свое внимание на «молодой» программе развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России», которая реализуется в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Решающим фактором в выборе программы для меня стал ее принцип: «Всё делать вместе, сообща и делать для других».

Методологической основой программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности, автор идеи которой доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования Игорь Иванов считал, что самый педагогически эффективный коллектив — это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность — та, что создается и развивается самими воспитанниками, вовлеченными в процесс жизнетворчества.

Реализация программы «Орлята России» дает возможность комплексно подходить к вопросам воспитания младших школьников. Каждый трек программы включает в себя серию внеурочных тематических встреч учителя с классом, на которых проводятся творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и иные развивающие занятия для детей. В целях развития у учащихся навыков командной деятельности взаимодействие педагога с классом происходит преимущественно в формате групповой работы. Каждая из групп получает индивидуальные задания, при этом все группы интегрированы в общее целеполагание и готовятся к финальному КТД.

Ценностные основания программы — семья, Родина, природа, спорт и здоровье, познание, работа в команде. Ежемесячная смена треков по данным направлениям («Орленок-Лидер», «Орленок-Эрудит», «Орленок-Спортсмен», «Орленок-Мастер», «Орленок-Эколог», «Орленок — Хранитель исторической памяти») не предполагает их обособленность, все они переплетаются, дополняют друг друга, хотя и имеют некоторую узкую специфику по терминологии, способам действия при подготовке к КТД.

Связь поколений

Вспоминая свою школьную жизнь по законам пионерии, комсомола, я понимаю, что в том далеком прошлом было много хорошего в воспитании школьников, что сейчас незаслуженно забыто. Смотрю на старые фото моего класса и отдаю дань уважения учителям, которые воспитывали нас по тем же принципам, которые лежат в основе программы «Орлята России» Мои школьные фотографии отражают активность учащихся в подростковом возрасте. Мои ученики учатся в младших классах. Но еще раз отмечаю, что это не помеха и развитие социальной активности обучающихся можно и нужно начинать уже в начальной школе.

Как и тогда, мы по-прежнему учим уважать культуру представителей разных национальностей, проживающих на территории России и за ее пределами, толерантно относиться к ним. Воспитываем трудолюбие и уважение к людям труда. Помним, гордимся подвигом предков, отстоявших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Показываем свои таланты на различных концертах, конкурсах. Туристические слеты, спортивные праздники, эстафеты, походы выходного дня помогают сплочению коллектива, прививают культуру здорового образа жизни. Жаль, что не сохранились фотоматериалы о волонтерской деятельности из моей школьной жизни: сборе металлолома, помощи пожилым людям. Но эта деятельность живет в моем сердце до сих пор. Я прививаю детям желание бескорыстно помогать обществу, беречь природу.

Преемственность «октябрята — пионеры — комсомольцы» мы видим и сейчас. Старшие наставники помогают в работе с юными «орлятами», учат тому, что умеют сами. В свою очередь «орлята» проводят мастер-классы с учениками начальных классов возрастом помладше, а зачастую и со сверстниками, стараясь делиться опытом и знаниями с другими.

Расширение возможностей

Сейчас появилось много нового. Родители становятся большими помощниками учителя в воспитании детей. Мамы и папы ребят из моего класса организуют мастер-классы по профориентации; вместе с классным коллективом проводят выходной день на природе и учат детей многим нужным вещам; помогают очищать берег Волги, участвуют в празднике «Папа, мама, я — спортивная семья», игре «Мои любимые эрудиты». Все это сближает. Доверительные взаимоотношения — залог нашего продуктивного сотрудничества.

Групповая работа сменного состава учит учащихся позитивной коммуникации. Планирование совместно с учителем, а затем и самостоятельно, способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявлению причин ошибок и их коррекции. Растет и познавательная активность детей по разным направлениям.

Программа «Орлята России» имеет отличное методическое сопровождение; установочные вебинары с подробным комментированием реализации треков помогут разобраться во всех тонкостях работы.

Учитель имеет возможность реализовать и свои творческие проекты. Включение большинства классных руководителей начальных классов в федеральный проект «Орлята России» поможет в решении задач, поставленных государством в сфере воспитания учащихся.

 

http://school.nironn.ru/node/716">Школа № 7, август 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

http://school.nironn.ru/user#vk">ВКонтакте

http://school.nironn.ru/user#ok">Одноклассники

https://telegram.me/share/url?url=%3CURL%3E&text=%3CTEXT%3E">Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN