Проектная деятельность и профориентация учащихся
Специалисты в области образования все чаще задаются вопросом о том, насколько важно начинать профессиональную ориентацию с младшего школьного возраста. Можно ли действительно влиять на выбор профессии у учеников начальных классов? Ответ на этот вопрос кажется неоднозначным, но опыт лицея № 7 Кстова показывает, что раннее введение в профориентацию через участие в проектной деятельности уже на начальном этапе образования дает отличные результаты, утверждает учитель начальных классов Оксана АБРАМОВА.
Энергетика будущего
Мы с учащимися регулярно реализуем проекты различной направленности. Участие в проектной деятельности помогает детям осознать значимость владения профессией, развивая у них интерес и навыки, необходимые для будущей карьеры. Один из социальных проектов имел экологическую направленность. Он не только углубил знания ребят о современных профессиях, технологиях и экологии, но и развил критическое мышление, умение работать в команде и творческий подход к решению задач.
С 4-м классом мы приняли участие в конкурсе «МалоВаттов», что стало важным этапом в образовательном процессе. В рамках конкурса ученики работали над проектом «Энергетика будущего. Развитие альтернативных источников энергии в районе и области».
При организации проекта ставилась цель: расширить кругозор детей о профессиях в области энергетики в процессе общения со взрослыми.
На уроках окружающего мира ребята узнали о том, что на станциях, которые вырабатывают электричество, используют такие источники энергии, как газ, нефть, каменный уголь. При изучении темы «Полезные ископаемые» учащиеся получили представление о таких профессиях, как буровик, шахтер, горнорабочий, обработчик камня и взрывник, дробильщик, бурильщик, машинист буровых установок и горных машин, геодезист, геолог.
Совместно с учениками мы выдвинули гипотезу: в Кстовском районе и Нижегородской области можно найти альтернативные источники энергии, чтобы уменьшить количество загрязняющих веществ и сохранить многие природные ресурсы.
Полезные встречи
В рамках учебно-исследовательской работы на тему «Энергетика будущего. Развитие альтернативных источников энергии в районе и области» мы попали на консультацию к главе местного самоуправления Кстовского муниципального округа Андрею Черткову (с марта 2017 года по октябрь 2020-го — министр энергетики и ЖКХ Нижегородской области). При общении мы узнали много теоретических сведений по данной теме и о существующих в Нижегородской области и в частности в Кстовском районе альтернативных источниках энергии. Также на встрече ребята познакомились с профессией инженера альтернативной энергетики.
В Кванториуме ГАЗ мы встретились с Дмитрием Бердышевым, специалистом по химическим технологиям природных энергоносителей и углеродных материалов, выпускником Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. В ходе встречи дети узнали не только о новых профессиях, но и о вузах, которые выпускают высококвалифицированных специалистов.
В Кванториуме ГАЗ мои ученики:
— преобразовали механическую энергию в электрическую с помощью ручного генератора; узнали принцип работы ручного генератора, получив энергию мощностью 6 Вт;
— получили водород методом электролиза дистиллированной воды и запустили машину на водородном двигателе.
Еще с одной профессией и университетом мы познакомились в Кванториуме Бор. От преподавателя «Энерджиквантума» — радиофизика Даниила Стрелова, аспиранта радиофизического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, мы узнали много интересного.
В Кванториуме Бор ребята использовали ветроэнергетическую установку для энергоснабжения светодиодного модуля и определили зависимость ее мощности от типа лопастей и их количества.
Теория и практика
Участники данного проекта уже перешли в среднее звено. В прошлом году они продолжили работу по этой теме и более углубленно изучали альтернативные технологии, а вместе с тем погружались в соответствующие профессии. Один из учеников уже сейчас начал изучать физику, простейшие физические и химические процессы, самостоятельно получает знания и умения, необходимые инженеру альтернативной энергетики. К этим шагам его побудили работа над проектом, знакомство с множеством интереснейших профессий.
Будучи классным руководителем 3-го класса, я предложила ребятам поработать над социальными проектами и познакомиться с новыми профессиями. Мы уже реализовали проекты «Бытовые отходы и их утилизация» и «Очистка воды в домашних условиях». В рамках первого проекта узнали о профессии инженера по обращению с отходами, а во втором познакомились с профессиями инженера-технолога по водоподготовке, инженера-эколога, гидроэколога и специалиста по очистке воды.
Сам процесс реализации проекта стал для детей возможностью не только узнать что-то новое, но и на практике применить полученные знания. Такой подход к профориентационной работе с младшими школьниками позволяет им рано осознать важность выбора профессии. Дальнейшее участие в подобных проектах может помочь детям понять, какие навыки и знания им необходимы для реализации своих профессиональных целей.
Раннее вовлечение в профориентацию также способствует развитию самоопределения и саморефлексии, помогая понять свои сильные стороны и предпочтения.
Таким образом, профориентационная деятельность играет важную роль в формировании профессионального самоопределения учащихся, помогая им осознать свои потребности, склонности и способности, а также получить необходимые знания и навыки для успешной карьеры в будущем. Важно поощрять и поддерживать такие мероприятия в образовательной среде, чтобы каждый ребенок имел возможность раскрыть свой профессиональный потенциал и стать востребованным специалистом в выбранной области.
ПОДЕЛИТЬСЯ: