Визуальные поддержки — ключ к эффективному обучению
В современном мире, в котором каждый человек постоянно получает огромное количество информации, важно научиться фокусироваться и усваивать знания эффективно. Функциональная грамотность — это способность человека использовать свои знания и навыки для решения практических задач в повседневной жизни, учебе и работе, считает Александра ПАСХИНА, учитель начальных классов школы № 179 Автозаводского района Нижнего Новгорода.
Человек и информация
Данное понятие включает в себя читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Она подразумевает не только умение читать и писать, но и способность анализировать информацию, критически мыслить, применять знания в различных контекстах.
Одним из направлений функциональной грамотности является работа с информацией. Эффективным методом в рамках данного направления выступают визуальные поддержки. Исследования показывают, что графические элементы, диаграммы, таблицы и другие визуальные средства не только помогают лучше запоминать информацию, но и делают процесс обучения более увлекательным и интересным.
С изобретением компьютера изменилось и образование. Компьютер стал незаменимым средством в организации процесса занятий в школах. На своих уроках я часто использую такие средства обучения. Одной из самых популярных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе является создание мультимедийных презентаций; также широко применяются анимация, мультипликация, звуковые эффекты, видеозаписи, интерактивные задания, слайд-шоу, документ-камеры и т. д.
Но электронные наглядные средства не будут достаточно эффективными, если внедрять в образовательный процесс исключительно их. Важно сочетать их с традиционными средствами наглядности, такими как таблицы, схемы, кластеры и т. д. В качестве учебного пособия на уроках применяется раздаточный графический материал, основу которого составляют рисунки.
Покажи — и я усвою
На уроках я использую средства наглядности, сведениями о которых хочу поделиться. Все эти средства доказали эффективность и вызывают у детей интерес.
— Диаграммы и графики. Создание диаграмм и графиков помогает визуализировать информацию, делая ее более понятной для учеников. Например, можно включать в занятие графики для иллюстрации статистических данных или для сравнения различных понятий. Данное средство можно использовать на уроках окружающего мира при изучении тем экологии: сравнение численности различных видов животных или растений в разных экосистемах; климатические изменения: построение графиков изменения температуры или уровня осадков в течение нескольких лет; природные ресурсы и их использование: диаграммы, показывающие использование природных ресурсов в разных странах.
— Показ презентаций и слайдов. Презентации и слайды могут быть отличным инструментом для визуализации ключевых понятий и идей. Можно составлять слайды с изображениями, диаграммами, таблицами и текстом, чтобы поддержать свои объяснения и учебные материалы. Это средство особенно эффективно на уроках математики и русского языка. На слайды можно выводить примеры, задачи, упражнения. На уроках технологии и ИЗО с помощью презентации возможен поэтапный показ алгоритма выполнения творческой работы.
— Работа с карточками и плакатами. Эффективно использовать карточки с изображениями, словами или понятиями для игр, упражнений или проверки знаний. Также можно создавать обучающие плакаты с ключевыми правилами или формулами. Данные инструменты эффективны для запоминания правил на уроках русского языка и математики или же для быстрой проверки усвоения учениками материала.
Компетенции для развития
— Интерактивные онлайн-инструменты. Можно применять интерактивные доски или программы для создания диаграмм и графиков, чтобы сделать урок более интересным и привлекательным. Интерактивные упражнения можно использовать на многих занятиях. Например, можно создавать такие задания для уроков литературного чтения, чтобы проверить понимание текста. Ученикам нужно будет вставить пропущенные слова или соединить иллюстрацию и отрывок из текста, расположить слова в правильном порядке и т. д.
— Фотографии и видео. Включение в урок фотографии, видеороликов или анимации для визуализации концепций или процессов помогает учащимся лучше понять материал и запомнить его. Данные инструменты подойдут, например, для применения на уроках окружающего мира, когда необходимо рассказать о каком-то городе или стране.
— Организация групповой работы с визуальными материалами способствует углублению понимания детьми темы и развитию творческих навыков. Групповую работу можно использовать на уроках математики для решения сложных и нестандартных заданий, так большинство учеников смогут проявить свои способности и навыки.
Благодаря грамотному внедрению средств наглядности можно не только сделать процесс обучения увлекательным и интересным для учащихся, но также сформировать у школьников важные компетенции, которые будут способствовать всестороннему развитию личности.
Не упустите возможность извлечь максимум пользы из применения визуальных поддержек в образовательном процессе и помочь ребенку достичь новых высот в учебе.
ПОДЕЛИТЬСЯ: