Пробуждая в детях познавательный интерес
В настоящее время общество все больше погружается в информационную среду. Обучающимся порой трудно ориентироваться в большом потоке информации. «Передо мной, как педагогом, встала задача активизировать познавательный интерес учеников, сформировать у них необходимую мотивацию. Предлагаю вашему вниманию разработанные мною новые приемы, которые я апробировала в своей деятельности. Их применение показало положительную динамику личностных и познавательных результатов у младших школьников», – рассказывает Ольга БЕЛОУСОВА, учитель начальных классов школы № 2 Семенова.
Не черный квадрат
Детям всегда легко сказать, но труднее написать собственные мысли, а также аргументировать свою позицию. Поэтому первый прием я назвала «Четыре квадрата». Он развивает познавательный интерес, критическое мышление и формирует модельное представление о содержании литературного произведения.
Смысл заключается в том, что ключевую информацию в процессе работы с литературными произведениями учащиеся записывают в четыре квадрата, каждый из которых имеет свое содержимое:
— 1-й класс: название литературного произведения, автор, главные герои, иллюстрация;
— 2-й класс: название литературного произведения, автор, положительный или отрицательный герой, характеристика выбранного героя, иллюстрация;
— 3-й класс: название литературного произведения, автор, главный герой, характеристика героя, главная мысль;
— 4-й класс: название литературного произведения, автор, жанр произведения, тип текста, главная мысль.
В основе обновленного ФГОС НОО лежит формирование функциональной грамотности у младших школьников, одним из базовых навыков которой является читательская грамотность. Данный прием способствует становлению навыков осознанного чтения у учащихся, а это гарантия успеха в любой предметной области.
Предлагая детям для изучения на уроках литературные произведения, учитель воспитывает учеников на примерах героев, на событиях, происходящих с ними, таким образом, развивая у младших школьников положительные качества личности.
Качества по алфавиту
Второй прием позволяет учащимся самим проанализировать любого литературного героя по его положительным и отрицательным качествам и доказательно сделать вывод.
Так как в большей степени младшие школьники, применяя новый прием, занимаются исследовательской деятельностью в предметной области «Литературное чтение», то и название его соответствующее: «Исследовательский прием с применением алфавита положительных и отрицательных качеств героя».
Использование этого приема помогает обучающимся в дальнейшем написать по прочитанным произведениям отзывы и эссе.
Остановлюсь более подробно на работе с данным приемом:
— 1-й этап — совместное творческое создание алфавита положительных и отрицательных качеств героев;
— 2-й этап — сравнительный анализ качеств героя;
— 3-й этап — заключительный вывод.
На первом этапе дети совместно с учителем придумывают на каждую букву русского алфавита по одному или два качества. Получаются два алфавита, противоположных друг другу.
На втором этапе учащиеся работают с таблицей. В первую колонку заносится имя литературного героя, а во второй и третьей колонках, на каждую букву, присутствующую в его имени, с помощью созданного алфавита младшие школьники записывают в ячейки подходящие качества.
Третий этап — заключительный. На нем младшие школьники формулируют вывод, который записывают в четвертой колонке.
Представляю вашему вниманию критерии для оценивания:
— если плюсов больше, чем минусов, то литературный герой положительный;
— если минусов больше, чем плюсов, то литературный герой отрицательный;
— если количество плюсов и количество минусов одинаковое, то герой все-таки положительный.
Талант читателя
Применяя новые приемы на своих уроках, могу сказать, что младшие школьники на каждом этапе работы были активными. Они с увлеченностью оценивали героя. Прием «Четыре квадрата» позволил детям наглядно и нестандартно зафиксировать главную информацию, которая помогала им при повторении литературных произведений и устных ответах на уроках. Мотивация — это главный инструмент к познавательной активности в любой предметной области. Ведь как отмечал Самуил Маршак: «...Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать».
ПОДЕЛИТЬСЯ: