Пробуждая в детях познавательный интерес

В настоящее время общество все больше погружается в информационную среду. Обучающимся порой трудно ориентироваться в большом потоке информации. «Передо мной, как педагогом, встала задача активизировать познавательный интерес учеников, сформировать у них необходимую мотивацию. Предлагаю вашему вниманию разработанные мною новые приемы, которые я апробировала в своей деятельности. Их применение показало положительную динамику личностных и познавательных результатов у младших школьников», – рассказывает Ольга БЕЛОУСОВА, учитель начальных классов школы № 2 Семенова.

 

 

Не черный квадрат

Детям всегда легко сказать, но труднее написать собственные мысли, а также аргументировать свою позицию. Поэтому первый прием я назвала «Четыре квадрата». Он развивает познавательный интерес, критическое мышление и формирует модельное представление о содержании литературного произведения.

Смысл заключается в том, что ключевую информацию в процессе работы с литературными произведениями учащиеся записывают в четыре  квадрата, каждый из которых имеет свое содержимое:

1-й класс: название литературного произведения, автор, главные герои, иллюстрация;

2-й класс: название литературного произведения, автор, положительный или отрицательный герой, характеристика выбранного героя, иллюстрация;

3-й класс: название литературного произведения, автор, главный герой, характеристика героя, главная мысль;

4-й класс: название литературного произведения, автор, жанр произведения, тип текста, главная мысль.

В основе обновленного ФГОС НОО лежит формирование функциональной грамотности у младших школьников, одним из базовых навыков которой является читательская грамотность. Данный прием способствует становлению навыков осознанного чтения у учащихся, а это гарантия успеха в любой предметной области.

Предлагая детям для изучения на уроках литературные произведения, учитель воспитывает учеников на примерах героев, на событиях, происходящих с ними, таким образом, развивая у младших школьников положительные качества личности.

Качества по алфавиту

Второй прием позволяет учащимся самим проанализировать любого литературного героя по его положительным и отрицательным качествам и доказательно сделать вывод.

Так как в большей степени младшие школьники, применяя новый прием, занимаются исследовательской деятельностью в предметной области «Литературное чтение», то и название его соответствующее: «Исследовательский прием с применением алфавита положительных и отрицательных качеств героя».

Использование этого приема помогает обучающимся в дальнейшем написать по прочитанным произведениям отзывы и эссе.

Остановлюсь более подробно на работе с данным приемом:

1-й этап — совместное творческое создание алфавита положительных и отрицательных качеств героев;

2-й этап — сравнительный анализ качеств героя;

3-й этап — заключительный вывод.

На первом этапе дети совместно с учителем придумывают на каждую букву русского алфавита по одному или два качества. Получаются два алфавита, противоположных друг другу.

На втором этапе учащиеся работают с таблицей. В первую колонку заносится имя литературного героя, а во второй и третьей колонках, на каждую букву, присутствующую в его имени, с помощью созданного алфавита младшие школьники записывают в ячейки подходящие качества.

Третий этап — заключительный. На нем младшие школьники формулируют вывод, который записывают в четвертой колонке.

Представляю вашему вниманию критерии для оценивания:

— если плюсов больше, чем минусов, то литературный герой положительный;

— если минусов больше, чем плюсов, то литературный герой отрицательный;

— если количество плюсов и количество минусов одинаковое, то герой все-таки положительный.

Талант читателя

Применяя новые приемы на своих уроках, могу сказать, что младшие школьники на каждом этапе работы были активными. Они с увлеченностью оценивали героя. Прием «Четыре квадрата» позволил детям наглядно и нестандартно зафиксировать главную информацию, которая помогала им при повторении литературных произведений и устных ответах на уроках. Мотивация — это главный инструмент к познавательной активности в любой предметной области. Ведь как отмечал Самуил Маршак: «...Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать».

 

Школа № 7, август 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN