Общие подходы к изучению учебного предмета «Труд (технология)» в образовательной организации
Трек «Соотношение традиционных и инновационных подходов
к преподаванию учебного предмета “Труд (технология)”»
Целевая группа: специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования, курирующие вопросы преподавания учебного предмета «Труд (технология)»; председатели методических объединений муниципалитетов
Место проведения: школа № 88 «Новинская» Приокского района Нижнего Новгорода
Общие подходы к изучению учебного предмета «Труд (технология)» в образовательной организации
С 1 сентября начинает отсчет новый этап преподавания предметной области «Технология» — в учебных планах образовательных организаций появился предмет «Труд (технология)». И хотя это изменение в большей степени касается формулировок и корректив, однако учителю важно уточнить все детали этих изменений, чтобы отразить их в программе по предмету и, соответственно, в дальнейшей образовательной деятельности.
Нормативная база
Официальными основаниями данных изменений следует считать:
— Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”»: «П. 1 части 6.3 статьи 12 изложить в следующей редакции: “6.3. При разработке ООП ООО организации... предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)»”»;
— приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»;
— приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
В связи с этим образовательные организации внесут изменения в локальные нормативные акты, и прежде всего в основные образовательные программы. Следовательно, и рабочая программа учителя по предмету поменяет свое название, а также претерпит некоторые содержательные изменения. Как и прежде, можно руководствоваться информацией на портале Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/, где размещен текст Федеральной рабочей программы по труду (технологии) либо отдельным документом, либо в составе Федеральной общеобразовательной программы.
Подготовка к трудовой деятельности
Среди задач, поставленных перед предметом, на первой позиции находится подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в том числе на мотивационном уровне — формирование потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной деятельности. При этом по-прежнему актуальными остаются:
— овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология»;
— приобретение трудовых умений и необходимых технологических знаний по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
— формирование культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
— овладение навыком использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий;
— развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Инвариант и вариант
Предметное содержание предмета построено по модульному принципу и представлено обязательными для изучения инвариантными модулями: «Производство и технологии», «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Робототехника» — и вариативными модулями: например, «Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство».
В этой связи перед образовательной организацией стоит непростая задача выбора вариативного содержания. Основаниями включения в программу по труду (технологии) вариативных модулей могут стать: запрос участников образовательных отношений, отражение этнокультурных и региональных особенностей, углубленное изучение отдельных тем инвариантных модулей и т. д.
Например, для образовательных организаций, где функционируют классы инженерной, аграрной, педагогической направленностей, логично будет включение модулей соответствующего содержания для обеспечения преемственности между ступенями основной и старшей школы, в определенном смысле пропедевтика, введение в содержание профильного обучения.
Введение вариативного модуля потребует от учителя следующих действий: разработать содержание модуля, тем, практических работ, проектов; определить предметные результаты и инструментарий для диагностики; выявить, за счет какого учебного времени будет реализован модуль; утвердить рабочую программу.
При этом при перераспределении учебных часов важно помнить, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ «содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ».
Оснащение учебного процесса
Пожалуй, самой актуальной проблемой реализации программы по труду (технологии) для многих образовательных организаций является несовершенство материально-технической базы. И хотя ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «...к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами», реальные условия пока далеки от данных норм.
В связи с этим актуализируется возможность реализации программы предмета «Труд (технология)» в сетевой форме, что зафиксировано в нормативных документах:
— Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ч. 1 ст. 13 и ст. 15);
— приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам — образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования» (п. 16);
— ФГОС ООО: «В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: ...организации сетевого взаимодействия организаций, организаций, располагающих ресурсами, необходимыми для реализации программ основного общего образования, которое направлено на обеспечение качества условий образовательной деятельности...» (п. 35.2).
К перечню проблем следует добавить и проблему деления класса на подгруппы на уроках труда (технологии). Специфика организации образовательного процесса на этих занятиях характеризуется обширным списком практических, лабораторно-практических, исследовательских работ, а также инструментов, оборудования. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся руководству образовательных организаций необходимо держать на контроле наполняемость классов и возможность деления их на подгруппы.
Вера БАРМИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения технологии и экономике НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: