Проблемы и перспективы развития системы профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Трек «Профориентация обучающихся с ОВЗ: проблемы и перспективы, в том числе в рамках инклюзивного образования»

Целевая группа: руководители государственных образовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы; специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования, курирующие вопросы образования детей с ОВЗ; руководители муниципальных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

Место проведения: Нижегородский институт развития образования

Проблемы и перспективы развития системы профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Профориентация и профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью выступают одним из приоритетов государственной политики в области образования, для реализации которого разрабатывается нормативно-правовая база, создается доступная среда, обеспечивается повышение квалификации педагогов организаций общего, среднего профессионального и высшего образования.

 

 

 

Актуальная проблема

Получение инвалидами и лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Для реабилитации данных лиц необходима комплексная система профориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества.

Актуальность профориентационной работы среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обусловлена:

— развитием инклюзивного образования в России;

— модернизацией профессионального образования, определяющей потребность в существенном изменении ряда принципов и традиционных методов при подготовке специалистов в сфере профессионального образования, отсутствием согласованного подхода к реализации деятельности по воспитанию и образованию лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям, и прежде всего в их трудовом и профессиональном ориентировании;

— необязательным характером психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ;

— возрастающим дисбалансом относительно кадровых потребностей на рынке труда и результатом деятельности системы профильного и уровневого профессионального образования, в том числе обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

— разноплановостью и неравноценностью существующего методического, справочно-информационного обеспечения деятельности всех субъектов, участвующих в сопровождении профессиональной ориентации и самоопределении обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

— отсутствием квалифицированных специалистов-профориентологов.

Особенные люди

В этой связи очевидна особая значимость профориентации для лиц с инвалидностью и ОВЗ, которая обусловлена следующими основными обстоятельствами.

Во-первых, выбор профессии и места работы у них объективно уже, чем у людей, не имеющих нарушений здоровья.

Во-вторых, в силу тех же причин эта группа населения недостаточно информирована о профессиях, профессиональной подготовке, состоянии рынка труда и требованиях работодателей. Между тем люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья относятся к слабо конкурентным на рынке труда категориям, многие из них не привлекательны для работодателей, к тому же для их трудоустройства нередко требуются особые приспособления и специально оборудованные рабочие места.

В-третьих, люди с инвалидностью, зачастую плохо адаптированные в социальной среде, в результате имеют достаточно ограниченную область социальных контактов, могут страдать инфантилизмом, иметь неадекватные представления о своих профессиональных качествах и физических возможностях или быть пассивными относительно трудовых диспозиций.

В-четвертых, большей части людей с инвалидностью и ОВЗ недоступны или непосильны переквалификация, получение второго высшего образования. Таким образом, цена ошибки в выборе профессии автоматически возрастает у данной категории лиц, по сравнению с людьми, не имеющими ограничений.

Следовательно, у лиц с ограниченными возможностями здоровья должна вестись более тщательная работа по профориентации.

 

 

Профессия для ребенка с ОВЗ

С каждым годом наблюдается увеличение количества детей с ОВЗ и инвалидностью. В Нижегородской области получают разные варианты форм образования 15 049 обучающихся с ОВЗ: в коррекционной школе; в отдельных классах (например, в коррекционных или ресурсных классах общеобразовательных организаций); совместно с другими обучающимися (в условиях инклюзии).

Среди обучающихся с ОВЗ наибольшее число детей с когнитивными нарушениями, которые испытывают большие трудности при профессиональном самоопределении, определении ориентиров профессионального развития, чем их сверстники без ограничений здоровья.

Безусловно, для лиц с интеллектуальными нарушениями профориентационная работа затруднена, так как и методик профориентации, пригодных для работы с данной категорией, нет, и профессий для лиц с выраженными, ментальными нарушениями мало. Для успешного и устойчивого трудоустройства нужны программы поддержки и услуги сопровождаемого трудоустройства.

Увеличивается количество выпускников с тяжелыми формами умственной отсталости и ТМНР. После окончания школы они остаются в стенах своего дома, некоторые посещают центры.

В целях обеспечения инвалидам, лицам с ОВЗ равных с другими гражданами прав на социализацию, включая профессиональное обучение и дальнейшее трудоустройство, формирования эффективной системы профориентации, основанной на межведомственном взаимодействии, разработаны и реализуются нормативные документы: письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения», «Методическими рекомендациями о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

Цель, задачи и целевые ориентиры

Цель профессиональной ориентации — содействие обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в выборе профессиональных ориентиров с учетом их индивидуальных психофизических возможностей, способностей и предпочтений, а также потребностей современного рынка труда.

Задачи профессиональной ориентации: предоставление профессиональной информации: подбор доступных по состоянию здоровья и психологическому статусу профессий и видов труда; трудовое воспитание; коррекция неадекватных профессиональных планов, трудовых установок.

Процесс профориентации, начинающийся еще в дошкольном возрасте, складывается из нескольких этапов и форм. Они имеют определенную хронологическую последовательность, в их ходе преследуется решение различных задач, и, соответственно, используются различные методические приемы профориентации, что требует привлечения разных специалистов.

— Целевым ориентиром в оценке достижений дошкольного возраста является овладение на доступном ребенку уровне (определяемом в соответствии с вариантом его развития) навыками коммуникации, самообслуживания, игрового взаимодействия со сверстниками, умением следовать несложным правилам и инструкциям.

— Целевым ориентиром в оценке достижений младшего школьного возраста, который также должен рассматриваться в качестве пропедевтического этапа предпрофессиональной подготовки, является овладение на доступном ребенку уровне устойчивыми и уверенными навыками самообслуживания и бытового поведения, усложненной коммуникации, отраженными во ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в разделе описания жизненных компетенций.

— Целевым ориентиром в оценке качества предпрофессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ среднего школьного возраста является готовность к принятию рекомендаций педагогов по выбору дальнейшего образовательного маршрута (СПО, переход в старшие классы, отказ от продолжения образования), согласованного с родителями или лицами, их заменяющими.

— Целевым ориентиром в оценке готовности к профессиональной деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ старшего школьного возраста является готовность к осознанному либо рекомендуемому выбору между трудоустройством по доступной профессии, продолжением образования в организациях СПО или в высшей школе.

Кроме того, в процессе профориентации можно выделить несколько блоков:

медицинский блок — определение перечня показаний и противопоказаний к трудовой деятельности;

психофизиологический блок — определение, исходя из характера реактивности жизнеобеспечивающих систем, уровня доступных и показанных нагрузок;

психологический блок — определение, исходя из анализа психологических факторов, ориентации на различные виды трудовой деятельности;

педагогический блок — формирование трудового стереотипа, готовности к труду, формирование и развитие профессионально важных качеств, проведение трудовых проб;

социальный блок — подбор оптимальных вариантов профессионального обучения и трудоустройства на основании анализа конъюнктуры рынка труда, соответствующей профессиографической информации о наличии возможностей профподготовки в данном регионе и обобщения данных предыдущих блоков.

Профминимум для профориентации

С 1 сентября 2023 года во всех школах Российской Федерации введена единая модель профориентационной деятельности (профминимум). Целевой аудиторией являются обучающиеся 6—11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Региональный орган исполнительной власти устанавливает уровень реализации профминимума в зависимости от приоритетов развития и возможностей для каждой общеобразовательной организации. Уровень реализации профориентационного минимума для каждого класса выбирает общеобразовательная организация.

В методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего и среднего общего образования, для проведения мероприятий по профессиональному выбору, в которых могут принять участие обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, разработана матрица соответствия возможностям представителей разных нозологических групп — тем или иным предметным областям труда, профессиональным средам профориентационных мероприятий, а также компетенциям чемпионатов «Абилимпикс». Матрица отражает возможность проведения практических мероприятий по данным компетенциям. Также приводятся общие рекомендации по реализации мероприятий профессионального выбора для обучающихся, в том числе с ОВЗ.

 

 

База построения карьеры

Методическими рекомендациями предусмотрены три уровня реализации профминимума: базовый, основной и продвинутый — в зависимости от ресурсов образовательной организации. С сентября 2025 года базовый уровень перестанет быть достаточным.

Цель базового уровня — активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения). Задачи: организация и систематизация первичной профориентационной помощи; развитие представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования; информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов; развитие мотивации к профессиональному самоопределению; диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям.

Для реализации базового уровня в образовательной организации необходимо создать организационные и методические условия для участия обучающихся 6—11-х классов в профориентационной деятельности: назначить в школе ответственного по профориентации (не ниже заместителя руководителя); утвердить план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; определить ответственных специалистов по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог и др.) в каждом классе; ответственным специалистам — пройти инструктаж по организации и проведению профориентационной работы (не менее 6 академических часов).

Форматы профориентационной работы на базовом уровне: урочная деятельность (не менее 4 академических часов в учебный год); внеурочная деятельность: курс занятий «Россия — мои горизонты» (34 академических часа в учебный год); взаимодействие с родителями (законными представителями) (не менее 2 часов в учебный год).

Индивидуальный подход

Уровень психического развития детей и подростков с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии обучающихся с ОВЗ чрезвычайно велик, при этом столь выраженный диапазон наблюдается не только в группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории.

В профориентационной работе должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подход, а индивидуальные формы деятельности преобладать над групповыми. Профориентации должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле ребенка. Необходимо также учитывать специфику его основного нарушения. В процессе самоопределения и профориентации детей с ОВЗ родителям и педагогам следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения для каждого вида нарушения.

Выделяют различные варианты планирования профессионального развития:

Выбор ближайшего ориентира. Примером такого выбора для обучающегося с ОВЗ, инвалидностью является выбор профиля трудового обучения. Следующим ориентиром для него может стать определение дальнейшего, постшкольного профессионального пути: будет ли выпускник трудоустраиваться, или продолжать профессиональное обучение в соответствии со школьным трудовым профилем, или изберет для себя новый вид профессионально-трудовой деятельности.

Составление профессионального плана. Планирование предполагает определение последовательных, составленных в цепочку целей-ориентиров. Профессиональный план может помочь обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью представить сложную для него деятельность в виде последовательности простых действий, которые ему легче понять и осмыслить.

Определение профессиональной перспективы. Выстраивание профессиональной перспективы предполагает способность к обобщению, так как она направляет обучающегося не к конкретным ближайшим целям, а к дальним ориентирам. Перспектива профессионального развития, как правило, одна, а планов для ее реализации может быть несколько. В связи с этим встает вопрос о помощи обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью в выборе наиболее удачного плана.

 

 

Играя, познаем мир профессий

Для того чтобы повысить вовлеченность обучающихся в программы профориентации, можно использовать современный тренд — геймификацию. Геймификация в широком понимании этого слова — перенос отдельных элементов и характеристик игры в неигровую сферу. Для органичной геймификации различных видов деятельности разрабатываются игровые системы — специальные среды, в которых разворачивается игровой процесс.

В рамках профориентации могут быть применены различные элементы геймификации: платформы с игровыми заданиями и элементами психологических тестов; игровые приложения, имитирующие работу в определенной профессии; групповые и индивидуальные соревнования и чемпионаты с заданиями в формате квестов или кейсов; рейтинговые системы оценки успешности участников.

В профориентационной деятельности со школьниками использование элементов геймификации позволит добиться двух ключевых целей: повысить увлекательность процесса профориентации и, как следствие, вовлеченность участников в него, а также обеспечить достаточную мотивацию на обучение и развитие профессиональных навыков, сохранив при этом низкий уровень стрессовой нагрузки.

Профориентационная работа с семьей ребенка с ОВЗ

Роль родителей в коррекционно-образовательном процессе детей с ОВЗ, направленная на их дальнейшую подготовку к самостоятельной жизни, выбор будущей профессии, приобретает огромное значение. Несмотря на возникшие проблемы, резко изменившие стереотип жизни семьи и ее перспективы, принятие родителями особенностей в развитии ребенка, понимание путей его развития и возможностей благополучного жизнеустройства с помощью специального обучения, обретения профессиональных навыков и трудоустройства определяют перспективы, во многом значительно стабилизируют деструктивные процессы внутри семьи и обеспечивают возможность направления родительских усилий на решение жизненно важных задач.

Взаимодействие с семьями детей с ОВЗ направлено на решение следующих задач:

— определение актуальных проблем в области профориентации и социализации ребенка с ОВЗ для каждой семьи, поиск путей их разрешения, мотивирование родителей (лиц, их замещающих, а также бабушек, дедушек, других родственников) на совместную работу;

— социально-психолого-педагогическое и профориентированное просвещение родителей (законных представителей), лиц, их замещающих, других членов семей, формирование психолого-педагогической и профориентационной компетентности близких ребенку с ОВЗ лиц, непосредственно участвующих в его воспитании, коррекция нарушений, становление профориентационной мотивации и трудовых навыков;

— оздоровление межличностных и внутрисемейных отношений;

— терапизация самосознания родителей ребенка с ОВЗ, нейтрализация тяжелых и длительных переживаний, стресса, связанного с проблемами психофизического развития ребенка, путем определения и решения профориентационных целей и задач;

— формирование у родителей (лиц, их замещающих) представлений об особенностях развития ребенка, формируемых у ребенка с ОВЗ навыков в области трудовой профессии, умений конструктивного межличностного взаимодействия в сфере трудовых отношений посредством проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Все ресурсы — для будущего детей

При организации и осуществлении эффективной профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в субъекте Российской Федерации необходимо взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сферах образования, труда и занятости, социальной защиты населения, органов муниципального образования, образовательных организаций.

В рамках Национальной социальной инициативы в Нижегородской области «Жизненная ситуация: Обеспечение выбора образовательных и карьерных стратегий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов» была разработана дорожная карта реализации индивидуальных планов развертывания, которая утверждена губернатором Нижегородской области и реализуется с 2022 по 2026 год.

Значимыми факторами успешного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью являются:

— дополнительная специальная подготовленность преподавательского состава к работе с инвалидами разных нозологических групп;

— компетентное медико-психологическое и тьюторское сопровождение;

— построение направлений образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей таких обучающихся.

Система должна включать подготовку специалистов (наставников, педагогов, психологов, социальных работников, специалистов по воспитательной работе и др.), в задачу которых будет входить комплексная, целенаправленная поддержка и помощь обучающимся в профориентации, с опорой на научно подтвержденные и успешно зарекомендовавшие себя на практике подходы и инструменты.

Елена КОЛОТЫГИНА, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИРО

 

Школа № 8, сентябрь 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN