Встречаемся в виртуальном кинозале

Экранизация литературного произведения играет в эстетическом развитии современного школьника большую роль. Альбина НЕМОВА, кандидат педагогических наук, доцент, учитель русского языка и литературы Ресурсного центра обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, представляет опыт организации и проведения онлайн-встречи в виртуальном кинозале с целью обсуждения книги Т. Крюковой «Костя + Ника» и фильма режиссера Д. Федорова «Костя+Ника. Время лета». Обсуждение было организовано при особом педагогическом воздействии в условиях дистанционного обучения.

 

 

Общение онлайн

В Ресурсном центре обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий  Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей систематически проводятся внеурочные мероприятия; при этом создаются оптимальные условия для личностного развития и позитивной социализации обучающихся.

Перед онлайн-встречей в виртуальном кинозале я заранее предложила нашим воспитанникам задание: прочитать повесть «Костя + Ника» и посмотреть фильм «КостяНика. Время лета». Обозначу задачи, из которых я исходила в качестве ведущей онлайн-встречи:

— понять особенности экранизации повести «Костя + Ника» (осознавать отличия экранизации от литературного произведения);

— выявить проблемы, которые поднимаются в повести и фильме, важные для подростков с ограничениями по здоровью и подростков, входящих в круг их общения;

— воспитывать милость сердца, сострадание, бережное отношение к чувствам другого человека;

— в связи с большим объемом материала проанализировать ключевые моменты некоторых сюжетных линий.

Повесть и фильм

В начале встречи во вступительном слове я дала общую информацию о повести и фильме в сопоставительном аспекте. Повесть была опубликована в 1996 году. Фильм (2006 г.) в жанре мелодрамы завоевал многочисленные награды: гран-при XIV Международного кинофестиваля «Артек», X Всероссийского фестиваля «Орленок», VI Международного детского фестиваля искусств «Кинотаврик», IV Международного фестиваля стран АТР «Pacific Meridian» и др.

С целью более глубокого проникновения в сюжет фильма обозначила сюжетные линии и конфликты в ходе их развития: Ника — Костя, Ника — ее отец, Ника — Полина (домработница), Ника — Анастасия (мачеха), Костя — его друзья, Костя — Верка (соседка).

Показ кинопроизведения «Костя Ника. Время лета» я останавливала «на самом интересном месте» в зависимости от конкретной сюжетной линии. Это дает возможность ребятам вникнуть в конкретный эпизод, при необходимости попытаться спрогнозировать дальнейшие действия героя (героев).

Подростки разных поколений

Приведу некоторые моменты обсуждения фильма «КостяНика. Время лета»:

Какое время (XX или XXI столетие) показано в фильме; по каким признакам это можно определить?

Обучающиеся обратили внимание на отсутствие модной одежды (джинсовые жилеты сделаны из старых джинсовых курток), мобильных телефонов, компьютеров... Сделали вывод о том, что режиссеру удалось создать реалистичные картины быта, условия дачной жизни середины 90-х годов XX века. Создатели сознательно отказались от адаптации сценария под современность (начало XXI века). При адаптации потерялась бы атмосфера одиночества главной героини (в XXI веке появились интернет и мобильный телефон).

Как объяснить появление в повести и фильме эльфа («лесной» феи, «девчонки с волосами цвета майского меда»)?

В возникновении этого персонажа ученики обнаруживают элементы фантастики. Объясняю воспитанникам мнение некоторых кинокритиков: может быть, это олицетворение Костиной совести... На страницах повести и в фильме эльф появляется тогда, когда герой не по злобе, нечаянно обижает Нику или когда не знает, как поступить... В последнем случае эльф советует, что делать.

«Если добрый ты…»

— В чем, по твоему мнению, заключается основная идея автора фильма?

Мнения обучающихся:

— Это фильм о дружбе и о любви, многогранном и хрупком чувстве. В фильме показана дружба ребят из разных социальных слоев: Ника — из обеспеченной семьи, Костя — из простой. Их дружба по-настоящему добрая и бескорыстная. Нику и Костю объединяют общие интересы: увлечение музыкой и книгами.

— Фильм очень добрый. Доброта существует. Костя — замечательный человек с чистой душой. Он верит в исцеление Ники. Фильм доносит до зрителя идею доброты.

— К чувствам другого человека надо относиться бережно. Нельзя отчаиваться, нужно продолжать верить в добро, дружбу, любовь.

— Подросткам с ограничениями по здоровью не следует замыкаться в себе. Общение необходимо. Надо развиваться, приобретать навыки общения с другими людьми.

После прочтения повести и просмотра фильма по ее мотивам обучающиеся пришли к выводу о том, что это разные произведения, имеющие самостоятельную ценность. По их мнению, режиссеру фильма удалось наглядно, зрелищно передать на экране красоту природы (черничную поляну, белый гриб, борщевик); особенности времени (90-х годов XX века).

В нашем сообществе в социальной сети «ВКонтакте» vk.com/nncdo (пост от 7 февраля) представлены отзывы об онлайн-встрече в виртуальном кинозале РЦОд.

 

Школа № 8, сентябрь 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN