Всегда рядом с педагогом: страницы истории НИРО
В 2024 году государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» исполняется 95 лет. Один из ведущих российских педагогических научно-методических и учебных центров, институт успешно реализует приоритетные направления образовательной политики, развивает экспериментальную деятельность, обучает учителей.
Этот специальный, юбилейный выпуск газеты посвящен НИРО, его истории и людям, которые отдали ему много лет, — тем, кого уже нет с нами и кто до сих пор работает в институте. О них с большой любовью, теплотой и благодарностью вспоминают и рассказывают их коллеги. А коллективы образовательных организаций Нижегородской области делятся впечатлениями о сотрудничестве с флагманом педагогического образования в регионе.
Славное начало
Предшественниками современных институтов развития образования являются институты повышения квалификации учителей. В 1928 году был основан общесоюзный Институт повышения квалификации педагогов. 11 марта 1929 года президиум Нижегородского губисполкома постановил открыть в нашей области отделение этого института. В том же году отделение было преобразовано в Нижегородский краевой институт повышения квалификации кадров народного образования. Его первым директором стал Михаил Николаевич Наченский.
1 августа 1938 года краевой институт был преобразован в Горьковский областной институт усовершенствования учителей (ГОИУУ). Институт организовывал курсы повышения квалификации учителей, решал задачи улучшения их предметной и методической подготовки, разрабатывал и тиражировал методические материалы, опираясь в своей деятельности на районные (опорные) школы, педагогические и методические кабинеты.
В годы Великой Отечественной войны главное здание ГОИУУ было передано другим учреждениям. Штат сотрудников сократился с 27 до 7 человек. Изменился региональный учительский состав: 945 учителей, призванных на фронт, только отчасти заменили педагоги (500 человек) из числа эвакуированных в Горьковскую область. Снизился качественный уровень педагогических кадров: в 1943 году 25 % учителей не имели специального образования для преподавания в школе, а часть учителей — достаточного профессионального опыта.
В 1946—1958 годах институт возглавлял Николай Васильевич Скворцов. 30 мая 1947 года Горьковский облсовет принял решение о капитальном ремонте возвращенного ГОИУУ здания.
«Укрепление связи школы с жизнью»
В 1958—1968 годах институтом руководил заслуженный учитель РСФСР Сергей Вениаминович Садовский. Это было время реализации принципов политехнического обучения, смещения акцентов на предметы физико-математического и естественного циклов и других новаций, которые закреплялись в законе 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Широкое распространение тогда получили школы передового опыта. Их педагоги давали открытые уроки, демонстрировали эффективные методические приемы, анализировали занятия, обсуждали с коллегами актуальные теоретические вопросы.
Слаженную и эффективную деятельность института во многом определяли заведующие кабинетами: начальных школ — М.В. Калашникова, педагогики — А.С. Мухин, воспитательной работы — Н.Н. Шарова, русского языка и литературы — Н.Л. Рат, математики — Г.Н. Капралов, истории — Л.А. Чемоданов, рисования и черчения — К.И. Осадчий.
В 1968—1985 годах директором института являлась заслуженный учитель школы РСФСР Галина Петровна Фирсова. ГОИУУ работал в условиях влияния на школу научно-технической революции, перехода к всеобщему среднему образованию, обновления учебных планов и программ.
М.Н. Наченский (в ближнем ряду справа) с коллегами, 1930 г.
После очередного капитального ремонта здания института были обновлены и технически оснащены аудитории и кабинеты физики, химии, биологии, технических средств обучения. Организацию курсовой подготовки обеспечивали опытные заведующие и методисты кабинетов: заслуженные учителя школы РСФСР З.В. Леонидова, В.В. Криштафович, К.П. Павленков, А.В. Ульянова; отличники народного просвещения Н.А. Курылева, Н.М. Квасюк, Е.А. Рабинович, Н.И. Чекунова, Н.А. Маштакова и др.
В регионе стала создаваться система методической деятельности, основанная на следующей взаимосвязи: квалификационные курсы — методические объединения в районах и школах — самообразование.
Важнейшим делом сотрудников было оказание помощи строителям в возведении нового здания института (ул. Ванеева, 203). Переезд в него состоялся в 1982 году.
Благодаря успешной и результативной работе трудового коллектива институт дважды награждался переходящим Красным знаменем в соревновании институтов усовершенствования учителей РСФСР, а в начале 1980-х годов занял I место среди российских институтов усовершенствования учителей.
В эпоху перемен
В 1985—1993 годах во главе института усовершенствования учителей стояла заслуженный учитель школы РСФСР Алла Михайловна Верховодова. Ежегодно переподготовку в стенах института проходили более 17 тысяч педагогов. Курсы стали более дифференцированными — по тематике, задачам, срокам проведения. Расширилась география курсовой подготовки. Открылся филиал института в Дзержинске. В 1990 году в институте были созданы кафедры: гуманитарная, естественно-математическая, педагогики и психологии и др.
В связи с переименованием 22 октября 1990 года города Горького в Нижний Новгород и Горьковской области в Нижегородскую область Горьковский областной институт усовершенствования учителей стал называться Нижегородским областным институтом усовершенствования учителей, а 24 октября 1991 года был переименован в Нижегородский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКПРО).
С введением в школах предмета «Информатика» в институте появились компьютерные классы и было организовано обучение педагогов по этой учебной дисциплине. Возрастание потребности в тиражировании учебно-методических материалов вызвало необходимость открытия в стенах института специализированного педагогического издательства — Гуманитарного центра, который возглавил А.Д. Белявский.
30 сентября 1993 года департамент образования и науки Нижегородской области реорганизовал НИПКПРО в Нижегородский институт развития образования (НИРО). Ректором НИРО был назначен (и трудился в этой должности до 2001 года) кандидат экономических наук Михаил Владимирович Сивов. Был сформирован Ученый совет, открывались новые кафедры, факультеты, другие структурные подразделения. Работа института была сконцентрирована вокруг главной проблемы — создания основ региональной образовательной политики.
Большое внимание уделялось внедрению и научно-методическому обеспечению базисного учебного плана, в том числе регионального компонента, информационному обеспечению деятельности управленческих структур и ОУ. Институт участвовал в разработке и реализации целевых программ «Здоровье и образование», «Дети-сироты», «Гражданское образование», «Педагогические кадры».
Инновации для учителя
В 2001—2006 годах НИРО возглавляла заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат психологических наук Елена Семеновна Усова. Под ее руководством институт внес значительный вклад в реализацию федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды». В 2001 году сотрудники НИРО прошли в Москве курсовую подготовку по повышению компьютерной грамотности. Было инициировано обучение учителей по программе компании Intel «Шаг в будущее» на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В июне 2002 года в НИРО открылся региональный центр Федерации Интернет-образования с компьютерными классами.
Важной задачей стала разработка регионального базисного учебного плана на 2005—2010 годы. Под руководством предметных кафедр проводился эксперимент по введению (в рамках нового регионального базисного учебного плана) профильного обучения в старших классах образовательных организаций. В учебный процесс стали активно внедряться модели разноуровневого повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций и специальных школ, профессиональных училищ и лицеев. Были подготовлены учебники и учебно-методические пособия, получившие гриф Министерства образования и науки Российской Федерации: «Уроки истории» для учащихся специальных коррекционных школ VIII вида, «Изобразительная деятельность дошкольника», «Педагогика раннего возраста», учебные издания для средних профессиональных учебных заведений.
В 2006—2019 годах деятельностью НИРО руководил кандидат экономических наук, доктор социологических наук Николай Юрьевич Бармин. В это время в организационной структуре института вновь произошли изменения: открылись новые кафедры, лаборатории, центры: дистанционного обучения, организационно-методического сопровождения ПНПО, региональный центр обработки информации государственной итоговой аттестации, издательский центр учебной и учебно-методической литературы. В 2008 году НИРО стал ресурсным центром Министерства образования и науки Российской Федерации по апробации модели многовекторной системы непрерывного образования.
В институте сформировался коллектив профессиональных, компетентных, творческих работников, ориентированных на достижение результата. Профессионально-преподавательский состав на 75 % состоит из докторов и кандидатов наук. Возникли и успешно функционируют научно-педагогические школы, основателями которых стали широко известные специалисты в своих областях доктора педагогических наук, профессора Л.С. Сековец, Л.В. Шамрей, В.Т. Чичикин и др. С открытием в 2007 году аспирантуры осуществляется обучение по следующим научным направлениям: теория и методика преподавания русского языка и литературы, коррекционная педагогика, профессиональное образование.
В этот период был реализован ряд сетевых научно-исследовательских проектов, востребованных современной системой образования: «Нижегородская инновационная школа», «Создание информационной образовательной среды ОУ», «Оптимизация содержания деятельности системы НиСПО». Уникальным является проект дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные организации, внедряемый кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии.
Другое важное направление деятельности института — организационно-методическое и организационно-техническое сопровождение приоритетного национального проекта «Образование», итоговой аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ, аттестации педагогов.
На службе образованию
В 2019—2021 годах ректором НИРО был кандидат экономических наук Иван Михайлович Павленков, затем до 2023 года институт возглавляла доктор педагогических наук Елена Юрьевна Илалтдинова. В настоящее время ректором является Елена Александровна Окунькова, кандидат филологических наук, доктор экономических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории.
Е.А. Окунькова
НИРО организует масштабную экспериментальную деятельность при активном участии образовательных организаций области. С 2012 года институт входит в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Институтом выпускаются периодические издания: журналы «Нижегородское образование» (входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук) и «Практика школьного воспитания» (ранее «Проблемы школьного воспитания»), газета «Школа».
НИРО взаимодействует с институтами дополнительного профессионального образования Приволжского федерального округа. В 2007 году была создана Ассоциация учреждений дополнительного профессионального образования ПФО, нацеленная на повышение эффективности деятельности институтов ДПО в образовательном пространстве округа.
Таким образом, результатом почти вековой истории Нижегородского института развития образования стало превращение его в значимый учебный и научно-методический центр дополнительного профессионального образования, который является эффективной площадкой для обмена педагогическим опытом, инициатором инновационных проектов и экспериментальной деятельности, нацеленных на динамичное и успешное развитие регионального образования.
Сергей ЛЕДРОВ,
кандидат исторических наук, редактор издательского центра учебной и учебно-методической литературы НИРО, выпускающий редактор газеты «Школа»
Школа № 9—10, октябрь — ноябрь 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: