«Гармонии таинственная власть...»
Как удивительны порой изгибы жизни... Судьба часто приводит человека туда, где он не предполагал оказаться... Родилась в Краснодарском крае, студенческие годы прошли на Камчатке, кандидатскую диссертацию защитила в Санкт-Петербурге, а бóльшая часть жизни оказалась связана с Нижним Новгородом. Это жизненный путь Людмилы Васильевны ШАМРЕЙ... В каждом уголке огромной страны ученики, студенты, коллеги вспоминают ее как яркого, талантливого учителя, педагога, ученого, потому что она обогатила методику преподавания литературы красотой и гармонией мысли, универсальностью и оригинальностью мышления, удивительным доверием к ученику и огромным уважением к учителю.
Творческая атмосфера сотрудничества с нижегородскими учителями ощущалась еще в годы работы Людмилы Васильевны в Горьковском государственном педагогическом институте имени А.М. Горького, в котором она трудилась более 20 лет, где впервые ею была создана специализированная кафедра методики преподавания литературы, объединившая талантливых студентов филологического факультета и учителей русского языка и литературы Нижнего Новгорода.
В 1994 году Людмила Васильевна была приглашена в Нижегородский институт развития образования на должность заведующей кафедрой словесности и культурологии, которую она возглавляла затем почти четверть века. За годы работы на кафедре она защитила докторскую диссертацию в РГПУ им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге под руководством своего Учителя, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Владимира Георгиевича Маранцмана, стала основателем научной методической школы в Нижегородской области, научным руководителем аспирантов, соискателей, кандидатов и докторов наук.
Разрабатывая культурологические основы обучения гуманитарным предметам и особенности процесса их интеграции, развивая теоретические и практические основы системы постдипломного образования учителей, Л.В. Шамрей уделяла особое внимание внедрению этих основ в широкую практику, в деятельность инновационных школ Нижнего Новгорода и области. Она вложила немало труда в рождение и развитие гимназического и лицейского образования в области, в совершенствование подготовки учащихся школ с углубленным изучением литературы.
Людмила Васильевна Шамрей была убеждена в том, что отказываться от классического традиционного урока нельзя. Более того, необходимо возвращение форм и приемов работы, которые выработаны классической методикой преподавания литературы в школе, поскольку это фундамент литературного образования. Вместе с тем урок, «построенный на сочетании логического и образного, на основе зрелой концепции и текста, и урока (филологической и педагогической), с большим доверием к силе авторского слова и возможностям учащихся интуитивно постигать смыслы», позволит учителю преодолеть «застывшие» представления и, подобно архитектору, создать свое произведение педагогического искусства.
13 декабря 2019 года в Нижегородском институте развития образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Изучение литературного произведения в контексте художественной культуры», посвященная памяти выдающегося педагога, профессора, доктора педагогических наук, руководителя научной методической школы Людмилы Васильевны Шамрей. Ее имя объединило известных филологов, ученых-методистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода; в работе конференции приняли участие учителя-словесники из всех районов Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Конференция открывалась видеозаписью выступления Л.В. Шамрей. Ум, великолепная образная речь, тонкий юмор и полное доверие к слушателям вернули участников конференции в ту атмосферу, которая навсегда связана для нижегородских учителей с именем Людмилы Васильевны.
Преподаватели кафедры гуманитарного образования, большая часть которых является учениками Людмилы Васильевны Шамрей, стараются сохранить традиции, заложенные ею, с благодарностью и уважением вспоминая человека, которому многим обязаны.
***
Мы были знакомы с Людмилой Васильевной более 35 лет... Впечатление от первой встречи сохранилось навсегда: невероятно красивая, обаятельная, наделенная удивительным природным чувством юмора... А когда она стала рассказывать о стихотворении А. Блока «Сусальный ангел», возникло ощущение, что это какое-то волшебство и чудо... Я не подозревала, что так можно... и долго не верила, что могу этому научиться: искусству наслаждаться художественным текстом, понимать его и быть способной передать это своим ученикам...
Не могу вспомнить Людмилу Васильевну без доброжелательной улыбки, даже в напряженных ситуациях... Когда она входила в любую аудиторию, все вдруг ощущали почти физически изменившуюся атмосферу: она становилась спокойной, гармоничной, творческой... Ей доверяли... Наверное, поэтому появление Людмилы Васильевны на курсах повышения квалификации в любом районе Нижегородской области или в Нижнем Новгороде воспринималось как профессиональный праздник. Абсолютно естественным было проведение уроков с учащимися разных возрастов, мастер-классов, проблемных семинаров с учителями школ, причем не только словесников. Это редкий дар: быть талантливым и понятным. Нет, не простым, а именно понятным...
Людмила Васильевна часто разговаривала с нами о Пушкине.. А я, слушая строки, которые она часто цитировала: «Так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума...» — думала о том, что мой Учитель — сама олицетворение торжества человеческого разума, эстетизма и педагогического таланта.
Людмила Васильевна умела радоваться успехам своих учеников, коллег и даже оппонентов. Она часто говорила нам, что лучший способ победить врага — это улыбнуться и протянуть ему руку...
«Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум...» Этот пушкинский завет напоминает о бесконечности степеней свободы, об удивительном многообразии человеческих способностей и возможностей их безграничного совершенствования. Все это в полной мере можно отнести к деятельности Людмилы Васильевны Шамрей: глубина, разносторонность, культура ее читательских интересов (философия, эстетика, психология, искусствознание, культурология, биология, физика, математика, нейрофизиология и много другое) восхищали коллег. «Нет плохих людей — есть неверно построенные отношения», — часто повторяла Людмила Васильевна. Ум, открытость, порядочность, желание и умение передать свой опыт другим — замечательные качества человека, а в сочетании с интеллектуальным изяществом, природным эстетизмом, удивительным юмором и мудрым отношением к жизни они являются характеристикой талантливой личности.
Возможность общаться с Людмилой Васильевной Шамрей, учиться у нее, работать рядом много лет была дана не каждому, тем большую ценность приобретает этот факт в судьбах учеников, коллег, учителей.
Лариса ДЕРБЕНЦЕВА,
кандидат педагогических наук, доцент
***
В век интернета, унификации и педагогических технологий Людмила Васильевна Шамрей учила подлинной культуре, красоте слова, эмоционально-образному его восприятию. И это была живая вода, возвращавшая учителю силы и помогающая отделять в работе главное от второстепенного.
Как филолог, как ученый, как интеллигентный человек, она обладала даром слова и убеждения. Помню, как во время защиты одной диссертации создалась ситуация неясности, двусмысленности, нервного напряжения, тучи сгустились. Но в аудиторию вошла Людмила Васильевна, мгновенно оценила ситуацию, взяла слово — и всем вдруг все стало понятно. Главное вышло на первый план, второстепенное отодвинулось в тень, лишние вопросы опали, как засохшие листья. В аудитории очнулись взаимопонимание и стремление к сотрудничеству. Это очень характерная для Людмилы Васильевны ситуация.
Ничего не было в Людмиле Васильевне от пожилого человека! Блестящая память, эрудиция, широкий круг интересов, эмоциональная отзывчивость, работоспособность, общительность, острый ум, самоирония... Невозможно представить, что все это исчезло! Да и не исчезло на самом деле, а перешло, воплотилось, растворилось и преумножилось в ее учениках — школьниках, студентах педагогического университета, аспирантах, сотрудниках кафедры, которой она руководила. Все мы получили от Людмилы Васильевны эмоциональный, интеллектуальный, нравственный заряд — частицу ее. Помните, как в бунинском «Легком дыхании»: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?
Марианна БОРЩЕВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, доцент
***
Есть люди, пишущие талантливые стихи и виртуозно играющие на музыкальных инструментах, снимающие фильмы на все времена и возводящие архитектурные шедевры; есть люди, выращивающие хлеб и строящие дома. А есть особенные люди: им дано свыше понимание языка первых и ценности труда вторых. Люди, видящие красоту жизни и уважающие человека. Таким особенным человеком была Людмила Васильевна Шамрей. Рядом с ней и ученый муж, и сельский учитель становились равно достойными: до изящества простыми, до беспечности значительными.
Людмила Васильевна умела вдохновлять жизнью. Красивая, энергичная, увлеченно рассказывающая о литературе, она обратила многих студентов пединститута, а потом и учителей русского языка и литературы целой области в свою учительскую веру. Стремительная, сосредоточенная, она появлялась в дверях актового зала, и гудевший до этого зал замирал. Для учителей, сомневающихся и категоричных, талантливых и трудолюбивых, опытных и совсем еще молодых, часто обеспокоенных очередным нововведением, Людмила Васильевна находила самые нужные слова, которые убеждали в том, что по-прежнему «великий язык дан великому народу», а значит, надо просто делать свое педагогическое дело.
Неистощимая на инициативы, незаурядная, Людмила Васильевна то приглашала на конференции музыкантов, художников, литературоведов, психологов и философов, то везла читать стихи и петь романсы на ночь в Болдино. А то, забрав полкафедры, приезжала в Шахунью, Семенов или Лукоянов и убеждала учителей, уставших от изнуряющей борьбы с неуспеваемостью, что чтение, лингвопоэтика, моделирующие уроки — это интересно и полезно, надо только этим заняться. Ее слова: «На уроке литературы и в методике всегда надо быть первооткрывателем!» — вдохновляли учителей, и они осваивали новые гуманитарные технологии, писали доклады, выступали на областных конференциях, печатались в методических изданиях. Удивительно, но в непростое время целые районные методические объединения искали (и находили!) ответы на вопросы, которые в науке до конца не решены и по сей день.
Каждого, кто с ней работал, она учила верить в свои силы, не пасовать перед препятствиями, оставаться собой, несмотря ни на какие обстоятельства. Если что-то не получалось, Людмила Васильевна просила выйти с этим материалом на курсы к учителям, и живая реакция слушателей все расставляла на свои места. Цепочка идей от Людмилы Васильевны через преподавателей кафедры к учителям, а потом к ученикам... Так распространялись идеи научной школы и осваивалась профессиональная культура учителя-творца. И педагоги чувствовали эту душевную открытость. Они вспоминают, что каждая встреча с Людмилой Васильевной на курсах — это подарок. Щедрый, от души и всегда нужный! Улыбка, шутка, самоирония. Только учись! И все учились. И верили своему Учителю, верили в себя и в свою профессию, чтобы потом учить этому детей.
Светлана ТИХОНОВА,
кандидат педагогических наук, доцент
***
Время обладает особым свойством: стирать несущественное в памяти и оставлять самое значимое и важное... Я считаю, что встреча с Людмилой Васильевной Шамрей, многолетняя совместная деятельность под ее руководством — это удивительный, бесценный подарок...
Обаяние ее личности трудно переоценить. Она была наделена редким и удивительным талантом: умела объяснять сложные вещи простыми словами! У нее все получалось как-то легко, изящно и красиво.
Людмила Васильевна смогла объединить преподавателей кафедры, специалистов по разным предметам, своими творческими, часто неожиданными идеями. К оригинальности, креативности предложенного нельзя было привыкнуть, потому что количество придуманного ею было огромным, и она щедро делилась с коллегами и слушателями курсов повышения квалификации. Именно Людмила Васильевна предложила интегративный курс для словесников и учителей изобразительного искусства, который вначале вызывал настороженность, сомнение, даже недоумение у курсантов, да и не только у них... Но когда в завершение занятий, которые проходили в смешанных группах, включающих учителей разных специальностей, получился удивительный результат, все сомнения исчезли: ассоциативные образы, возникшие после чтения лирики, были воплощены в изобразительные, созданные именно словесниками, утверждавшими до этого, что они никогда не рисовали и не умеют этого делать.
Другим качеством, поражающим воображение, являлась широта научных интересов Людмилы Васильевны Шамрей: она хорошо разбиралась в разных сферах человеческой деятельности, и все-таки особые, глубинные интересы были сконцентрированы в области искусства. Именно любовь к искусству оказалась возможностью для единения интересных людей вокруг профессора Л.В. Шамрей, которая была убеждена в том, что все виды искусства служат величайшему из искусств — искусству жить.
Александр ВАСИН,
старший преподаватель
***
Просторная аудитория пединститута... Легкий, чуть тревожный шумок. Все в ожидании преподавателя. Преподавателя... Почти небожителя, в представлении «начитавшихся книжек» девчонок-первокурсниц.
Появление почти бесшумное, но приковывающее взгляды. Какая миниатюрная! Как открыто улыбается! Первые слова — и такое чувство, что мы давно знакомы.
Людмила Васильевна... Голос и улыбка завораживают. Звучат слова поддержки, очевиден интерес к нам — будущим педагогам. Разговор «на равных», но становится очевидным, что услышанные мысли сложны, а некоторые слова непонятны (надо успеть записать). Они о высоком, о прекрасном, о науке, об искусстве, о жизни. Живой и яркий разговор... Преподаватель нас слушает! Восторг! Тепло... Все почти родные...
Елена ЕЛЯСИНА,
кандидат педагогических наук, доцент
Школа № 9—10, октябрь — ноябрь 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: