Вспоминая профессионала своего дела
Людмила Сергеевна СЕКОВЕЦ, в то время кандидат педагогических наук, была одним из основателей в декабре 1992 года кафедры психолого-педагогической коррекции и реабилитации нашего института. Свой педагогический путь она начала воспитателем, методистом в дошкольной организации, была лаборантом, заведующей методическим кабинетом, старшим преподавателем в ГПИ им. М. Горького.
Л.С. Сековец стоит вторая слева
Дальнейшая профессиональная жизнь Л.С. Сековец связана с отечественной дефектологией. Двадцать лет она проработала в НИРО. В 2002 году защитила докторскую диссертацию по теме «Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с монокулярным зрением» в Институте коррекционной педагогики РАО в Москве. В 2011 году получила звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» за заслуги в научно-педагогической деятельности и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов. Стала одним из ведущих ученых страны в области коррекционной педагогики, руководителем федеральных и региональных научных проектов.
Результаты исследований Л.С. Сековец легли в основу изучения ею общих вопросов организации обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, создания для них специальных условий обучения. Ею были подготовлены аспиранты, специалисты в области логопедии и коррекционной педагогики, которые работают не только в нашем институте, но и далеко за его пределами; реализован ряд интересных и важных проектов.
Людмила Сергеевна опубликовала 130 научных и методических работ, среди которых монографии, программы, методические пособия. Так, под ее руководством был разработан учебный комплект, состоящий из учебника «Столярное дело» и рабочей тетради (имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации) и предназначенный для учащихся с интеллектуальными нарушениями 10—11-х классов на базе специальных (коррекционных) школ VIII вида. Л.С. Сековец является соавтором учебников «История России» для 7, 8, 9-х классов для учащихся с интеллектуальными нарушениями (эти учебники также имеют гриф Министерства образования и науки Российской Федерации). На региональном уровне разработана и активно внедряется в практику детских домов программа социального образования и воспитания детей-сирот «Уроки жизни».
Людмила Сергеевна была человеком с огромным трудолюбием, энергией, организаторским талантом, широкой эрудицией и большим педагогическим опытом. Понимание реальных запросов практики позволило ей определить основные направления работы кафедры. На кафедру каждый день приходили педагоги, руководители коррекционных образовательных организаций проконсультироваться по разным вопросам. А в День логопеда — 14 ноября — собирались все логопеды Нижегородской области. Они обсуждали вопросы логопедической помощи детям с нарушениями речи, различные подходы к логопедической практике, анализировали научные идеи и поздравляли друг друга с праздником. Такое объединение специалистов в области логопедии было необходимо для общения, обмена опытом, знаниями и практиками и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними задач. Каждый знал, что на кафедре ему всегда окажут методическую помощь, проконсультируют, дадут рекомендацию.
Главная особенность Людмилы Сергеевны — умение внимательно выслушать собеседника, проникаясь его идеей, уловить в этой идее рациональное зерно. Профессиональное мастерство помогли ей собрать вокруг себя единомышленников, вдохновив их идеей беззаветного служения специальной (коррекционной) педагогике, стать незаменимым советником и наставником педагогов.
Л.С. Сековец уделяла большое внимание развитию сотрудничества с научным сообществом Института коррекционной педагогики, приглашала его представителей выступать на конференциях, привлекала к чтению лекций на факультете переподготовки для будущих учителей-логопедов и олигофренопедагогов (благодаря ей были разработаны дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки специалистов по направлениям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика», реализуемые по настоящее время).
Человек высочайшего достоинства, тончайшего ума, глубокой порядочности и внутренней культуры, она обладала самым необходимым для педагога качеством — неподдельной любовью к тем, ради кого она работала, — детям с ограниченными возможностями здоровья.
Уже 32 года я работаю на кафедре, которая в 1999 году была переименована в кафедру коррекционной педагогики и специальной психологии. В моей памяти Л.С. Сековец остается профессионалом, для которого были характерны огромный энтузиазм, высокая работоспособность, принципиальность, серьезность, ответственность и самоотдача.
Елена КОЛОТЫГИНА,
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИРО
Школа № 9—10, октябрь — ноябрь 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: