Благодарность наставнику
К юбилею института захотелось вспомнить об одном из значимых людей для становления кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования. Это Маргарита Петровна КУЗЬМИНОВА, преподаватель кафедры в момент ее создания на базе лаборатории проблем воспитания (как структурного подразделения института) в начале 2000-х годов.
Всю профессиональную жизнь Маргарита Петровна занималась вопросами формирования детского коллектива (научная школа Л.И. Новиковой), по этой же теме защитила кандидатскую диссертацию в Московском областном педагогическом институте в далеком 1971 году.
Именно Маргарита Петровна в начале 1990-х руководила опытно-экспериментальной работой по теме становления и развития школьных воспитательных систем и управления ими со стороны органов народного образования. Эта работа получила бронзовую медаль ВДНХ. Ряд эффективных воспитательных систем, направленных на развитие личности ребенка в школах города и области, создавался при непосредственном участии и под руководством М.П. Кузьминовой. Известна она была педагогической общественности и просветительской деятельностью, публикациями на актуальные темы воспитания детей и подростков.
Но сегодня перед глазами стоит ее мудрый и понимающий облик, помнятся ее советы и наставления для вступающего в должность руководителя новой кафедры. О них и напишу...
Прежде всего Маргариту Петровну волновало ценностно-смысловое наполнение кафедры воспитания как новой структуры института. Какие программы обучения учителей и воспитателей следует прежде всего разрабатывать? Что ляжет в основу программ повышения квалификации, каким вопросам нужно уделить первостепенное значение? Как эффективнее проводить занятия со взрослыми людьми — педагогическими и управленческими кадрами? «Главное — определить ведущую научную идею деятельности кафедры», — говорила Маргарита Петровна, предлагая концепцию воспитательных систем.
Многие темы поднимались во время доверительных встреч с Маргаритой Петровной: чем отличается воспитательная система школы от воспитательной работы в школе, почему важно развивать воспитательную систему в школе, какие качества личности школьника формируются в условиях воспитательной системы, учащиеся — цель или результат воспитательной системы. Будто она торопилась передать молодому ученому все, что сама знала, пережила и поняла в сфере воспитания детей и подростков.
От Маргариты Петровны я узнала о необходимости построения гуманистических отношений между членами кафедры, о важности взаимопонимания и поддержки, об интеграции смыслового контекста при «разности» профессиональных интересов. Ее волновало, как поведет себя новый руководитель кафедры с другими членами коллектива, сможет ли он организовать внутриколлективные отношения — и деловые, и эмоционально-психологические. Она подсказывала эффективные способы планирования образовательной и научной деятельности.
Важное место в задушевных разговорах наставника и наставляемого отводилось проблеме сплочения кафедры как единого научно-методического «организма», осмыслялись пути формирования традиций, призванных скреплять молодой коллектив.
Маргарита Петровна рекомендовала внимательнее относиться к индивидуальным особенностям всех членов кафедры, обучая раскрывать потенциал каждого в оптимальной для него позиции, спокойно реагируя на непростые черты характеров и разногласия, неизбежные при становлении профессорско-преподавательского коллектива. В то же время много слов говорилось об ответственности руководителя кафедры за все, что создается и распространяется по школам области: «Никогда не “выпускай” письма, пособия, рекомендации и прочие тексты, прежде чем внимательно не изучишь их содержание и смыслы: руководитель кафедры отвечает за все, что выходит от нее в свет, не пропускай халтуры и ничего формального!»
Маргарита Петровна давно ушла из жизни, но ее наставления по организации системной работы кафедры как носителя образовательной культуры института, по развитию профессиональной позиции заведующего кафедрой, по формированию поддерживающих и доверительных отношений внутри кафедрального коллектива не только хорошо помнятся, но и передаются дальше — преподавателям и преемникам.
Светлана ФАДЕЕВА,
доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО
Школа № 9—10,октябрь — ноябрь 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: