В поиске новых границ знания
Курсы повышения квалификации в Президентском образовательном центре «Сириус» — это уникальная возможность для учителей углубить знания и навыки в преподавании своего предмета. Очередные курсы здесь проходили в октябре по теме «Практическая педагогика. Математика в 5—6 классах как основа дальнейшего обучения школьников». От Нижегородской области в курсах участвовали три педагога-математика: Виктория Горбушкина, Екатерина Курносова и Светлана ШЛЯПНИКОВА, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества, методист Информационно-методического центра Большемурашкинского муниципального округа.
С. Шляпникова, Е. Курносова и В. Горбушкина (слева направо)
Шанс есть у всех
Попасть на курсы в «Сириус» не так уж и просто, но вполне возможно. Вначале для зачисления на участие в программе необходимо было подать заявку. Далее выполнить задания отборочного тура на платформе «Сириус. Курсы» (математические задачи олимпиадной программы). В методическом блоке нужно было найти ошибку и оценить решение, представить свое мнение по конкретному вопросу. Прохождение дистанционного тестирования является обязательным условием для участия в конкурсе. По итогам отбора был сформирован ранжированный список кандидатов на участие в программе. Из 270 кандидатов составили группу только из 50 человек. Мы вошли в их число, чему были очень рады.
Программа повышения квалификации представляет собой отличную возможность для совершенствования профессиональных навыков, особенно если она проходит в уютном, солнечном городе, например, в Сочи. Именно здесь и расположен «Сириус». В нем разработали модель работы с учащимися младших классов, ориентированную на выявление и поддержку одаренных детей.
Учимся у специалистов
Мы обучались по насыщенной программе, которая держала нас в напряжении каждый день с утра до позднего вечера. Занятия проходили в разнообразных форматах: лекции, диспуты, круглые столы и практические занятия от ведущих педагогов «Сириуса», а также специалистов из московских школ № 57 и «Летово» и Центра педагогического мастерства. Мы познакомились с опытом педагогов из Казани, Новосибирска, Ульяновска и Ярославля — представителей сильнейших математико-физических школ. Все полученные методы и приемы немедленно применялись на практике. Мы работали над проектами по выбранным темам, что способствовало углубленному пониманию материала и развитию наших навыков.
Кульминацией программы стала защита проекта, который был тщательно подготовлен нашей командой, состоявшей из представителей Нижегородской, Ульяновской областей и Таганрога. За время обучения мы сдружились и понимали друг друга с полуслова, к этому также располагала позитивная атмосфера в группе.
Вы в игре!
Проект заключался в создании инновационной математической игры «Матбактерия». Идейным вдохновителем проекта стал ведущий инженер по испытаниям в сфере «Росатома» Родион Владимирович Горбушкин. В последнее время он также преподает математику и физику. Уникальная способность соединять глубокие теоретические знания с практическим опытом делала его безусловным авторитетом и ключевой фигурой в нашей команде. Поздними вечерами мы готовили игру, проигрывая основные ее моменты. Все проекты проходили обязательную проверку на наличие плагиата, что делало невозможным заимствование материала из интернет-пространства.
Цель игры «Матбактерия» — добиться максимального размножения бактерий определенного вида. В этой игре ученики становятся исследователями в мире микробов, применяя математические навыки для оптимизации жизненного цикла бактерий. Каждый уровень игры предлагает новые задания, требующие расчетов, логического мышления и творческого подхода к решению. Межпредметная связь между математикой и биологией способствует глубокому пониманию процессов, происходящих в живых организмах.
Свои и чужие бактерии
Развитие бактериальной сферы в игре происходит через игровые механики. Игроки делятся на две команды, которые получают задания в виде математических задач различной сложности. В игре необходимо предвидеть действия оппонента и планировать свои ходы заранее. Вначале представитель каждой команды «подселяет бактерию» — то есть ставит свой знак (цвет, плюс — минус и т. д.) в любом месте поля. Выбирает карточку, открываются текст задачи и тематически связанный с нею факт.
Команды приступают к решению. Устанавливается тайминг. Если команда справляется с заданием, то она получает от 1 до 3 баллов в зависимости от сложности задачи. Она «расселяет» свою «колонию» в клетки, соседствующие по стороне с теми, где уже «живут» свои «бактерии». Это этап создания благоприятной среды. Если решение не предоставлено, баллы не присуждаются.
Игра продолжается. Далее делает ход другая команда. «Бактерии» могут «заражать» других и присоединять их к своей «колонии». Это происходит в случае, если команда верно решает задачу и осуществляется касание по стороне клетки соперника, который не справился с заданием. В игре это называется «захват чужой территории».
Игра продолжается до завершения — закончилось время или заполнено поле. В случае спорной ситуации объявляется дополнительный ход — командам-участницам дается один вопрос из банка задач. Команда, предъявившая раньше верный ответ, считается победившей.
Вернуться в «Сириус»
Краткая информация об игре для членов жюри была изложена в буклете «Матбактерия» с концепцией игры, ее механикой и ключевыми элементами. С помощью QR-кода желающие могли получить доступ к интерактивным демонстрациям. Игра «Матбактерия» — не просто игра, она дает массу возможностей для применения и решения разнообразных задач. Мы были безмерно рады узнать, что наша команда заняла одно из призовых мест среди 15 команд-участниц.
Каждый момент, проведенный в этом уникальном месте, оставляет неизгладимый след в сердце. Учебный процесс здесь не только увлекателен, но и вдохновляет на дальнейший личностный и профессиональный рост. Не упустите возможность стать частью этого удивительного опыта, который может изменить вашу жизнь.
Помните, в этом мире возможны любые трансформации, главное — начать действовать. Не потеряйте шанс вписать свою страницу в историю образования!
ПОДЕЛИТЬСЯ: