Нижегородские педагоги на VIII Всероссийском съезде работников дошкольного образования
В декабре в Москве состоялось главное событие для системы дошкольного образования, которое объединило всю страну, всех специалистов этой системы, — VIII Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Съезд был организован Институтом развития, здоровья и адаптации ребенка под руководством Министерства просвещения Российской Федерации и прошел на базе Московского педагогического государственного университета, рассказывает Елена ЧИГИРИНОВА, старший преподаватель кафедры дошкольного образования НИРО.
Актуальная тематика
Масштабная подготовительная работа в регионах нашей страны позволила организационному и программному комитетам съезда четко определить цели и задачи мероприятия. Цели: создание единого образовательного пространства, направленного на разностороннее, гармоничное развитие и эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей; воспитание патриотичной и социально активной личности в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
Содержательная часть съезда определялась согласно стратегическим и государственным задачам, а также с учетом запросов педагогов-практиков, родителей, представителей научной общественности, органов исполнительной власти и социально ориентированного бизнеса.
Проблемными полями съезда были охвачены наиболее актуальные вопросы, стоящие сегодня перед дошкольным образованием. На дискуссионных площадках, организованных в рамках работы съезда, обсуждались следующие темы:
— Ценностный фундамент дошкольного образования: государственная ценностная политика, формирование основ духовно-нравственных, культурных и гражданско-патриотических ценностей.
— Условия для развития дошкольника: детская субкультура, психическое и физическое здоровье детей, в том числе с особыми образовательными потребностями.
— Непрерывная подготовка и профессиональное развитие педагогов дошкольного образования: престиж профессии, снижение бюрократической нагрузки, цифровые инструменты деятельности.
— Традиционные семейные ценности в дошкольном образовании: осознанное и ответственное родительство, просвещение родителей (законных представителей) воспитанников.
— Методический портфель педагога дошкольного образования: отечественные дидактические и игровые материалы, способы и средства исторического просвещения, формирования ценностей.
— Инфраструктура дошкольного детства: организационные и психолого-педагогические условия дошкольного образования, консолидация общества, ведомств, институтов.
— Качество дошкольного образования: оптимизация системы управления ДОО, единство требований и учет региональной специфики, национальная система оценки качества.
Представительный форум
Модераторами дискуссионных площадок были представители научного сообщества, педагогической практики, социально ориентированного бизнеса, а также общественных организаций.
Съезд объединил более 400 очных участников — делегатов из всех регионов Российской Федерации — и более 29,5 тысячи дистанционных. Среди участников также были представители Республики Беларусь, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики. В работе съезда от Нижегородской области приняли участие в качестве делегатов старшие преподаватели кафедры дошкольного образования НИРО Елена Чигиринова (на фото на с. 1 справа) и Юлия Тишкина (слева).
Особая значимость VIII Всероссийского съезда работников дошкольного образования подтверждалась участием в мероприятии министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова. В своем выступлении он рассказал о важности повышения значимости дошкольного образования и обсудил с участниками съезда необходимость сохранения единого образовательного пространства в детских садах.
«Дошкольное образование — важный уровень воспитания и развития ребенка. Многое в формировании личности, мировоззрения закладывается именно в возрасте до 6—7 лет. Поэтому от того, насколько качественно система дошкольного образования вместе с родителями организует воспитание детей и создает условия для их гармоничного развития, во многом зависит будущее подрастающего поколения. Сегодня необходимо повысить значимость этой сферы», — подчеркнул С.С. Кравцов.
Обмен опытом
Все мероприятия съезда были направлены на развитие отечественной системы дошкольного образования с учетом необходимости укрепления единого образовательного пространства и обеспечения реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования на всей территории Российской Федерации в соответствии с государственной образовательной политикой, на обеспечение гармоничного развития каждого ребенка, повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного образования, престижа профессии, а также поддержку педагогов.
Участникам съезда была предоставлена возможность обмена успешным опытом реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования, лучшими образовательными практиками отечественного образования и организации просветительской работы. В ходе подготовки к съезду были записаны видеоматериалы, транслирующие региональный опыт реализации Федеральной образовательной программы в разных регионах Российской Федерации. Со всеми видеоматериалами участники съезда могли ознакомиться в дни проведения съезда. Опыт Нижегородской области представила Римма Белоусова, доцент кафедры дошкольного образования НИРО. Тема ее видеовыступления — «Нижегородский инновационный опыт и актуальные практики программно-методического обеспечения воспитательной деятельности ДОО в федеральном и региональном образовательном пространстве».
По итогам съезда был подготовлен проект резолюции, содержащий рекомендации для Министерства просвещения Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти и образовательных организаций. Возможность внести предложения в резолюцию съезда была предоставлена всем желающим по соответствующему QR-коду.
Все предложения были систематизированы, проанализированы и учтены в окончательном тексте проекта резолюции, который был представлен на съезде и в дальнейшем направлен в регионы Российской Федерации. Данная резолюция станет вектором для будущих исследований и развития отечественной системы дошкольного образования.
ПОДЕЛИТЬСЯ: