Когда педагог спокоен, счастлив ребенок
Одной из эффективных форм работы педагога-психолога в ДОУ являются семинары-практикумы, в ходе которых обсуждаются различные точки зрения, организуются дискуссии, создаются и разрешаются проблемные ситуации, которые в итоге позволяют выбрать единый подход к взаимодействию с дошкольниками, считает Марина ГУСЕВА, педагог-психолог Починковского детского сада № 8.
В нашем детском саду в течение года я провожу различные мероприятия, направленные как на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов, так и на оптимизацию взаимоотношений воспитателя с детьми и родителями. Примерами таких мероприятий являются: семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения», мастер-класс «Формирование толерантности у дошкольников через игры и практические задания», семинар-практикум «Как справиться с агрессией и конфликтами между детьми».
Умение владеть собой, держать себя в руках — один из главных показателей деятельности воспитателя, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Поэтому главной целью моей работы по сохранению психологического здоровья педагогов я считаю создание условий для их психологического благополучия.
Данную работу начинаю с просвещения воспитателей. В качестве профилактики ухудшения психологического здоровья педагогов провожу семинары, мастер-классы, практические занятия, психологические игры, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и овладение навыками саморегуляции.
В рамках семинаров-практикумов создаются проблемные ситуации, например: «Конфликт между воспитателем и родителем из-за методов воспитания» или: «Ребенок проявляет агрессию к другим детям». Воспитателям предлагается совместно найти оптимальные решения.
В ходе тренингов, мастер-классов, практических занятий педагоги:
— осваивают техники дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, аутотренинга, приемы позитивного мышления;
— учатся распознавать признаки эмоционального выгорания у себя и коллег, разрабатывают стратегии преодоления стресса;
— используют техники арт-терапии (рисование, лепка, работа с песком) для самовыражения и снятия эмоционального напряжения;
— учатся эффективным методам коммуникации с воспитанниками, пониманию детских эмоций, поддержке детской инициативы, созданию позитивной атмосферы в группе;
— рассматривают конкретные стратегии разрешения проблемных ситуаций (методы ненасильственного общения, техники активного слушания, способы устранения конфликтов).
Примеры психологических игр: игра «Волшебный стул» помогает педагогам лучше понять потребности и чувства детей; игра «Клубок взаимопонимания» способствует развитию эмпатии и умения слушать друг друга.
В результате проведения семинаров-практикумов педагоги отмечают снижение уровня стресса, улучшение взаимоотношений с воспитанниками и коллегами, повышение уверенности в своих профессиональных навыках. Например, воспитатель Елена Пургина: «Семинары педагога-психолога помогают мне справляться со стрессом и находить общий язык с детьми. Я стала более уверенной в своих силах и чувствую поддержку со стороны коллег».
Забота о психологическом здоровье педагогов — это инвестиция в будущее воспитанников. Ведь только счастливый и уверенный в себе воспитатель способен создать в группе атмосферу любви, заботы и вдохновения, где каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал.
ПОДЕЛИТЬСЯ: