Готовим к школе с помощью технологии «Клубный час»
Современные дети живут и развиваются в совершенно других социокультурных условиях по сравнению с их предшественниками 25—30 лет назад. Главным отличием является отсутствие «дворовой» социализации. Постоянный контроль воспитателей за деятельностью детей не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в свободном «дворовом» общении. А задача педагогов подготовительной к школе группы — сформировать у дошкольников навыки социализации, которые помогут им легче адаптироваться к новым условиям школьной жизни, отмечают Галина БЫЧКОВА и Марина ЧЕСОНОВА, старшие воспитатели детского сада № 35 Сарова.
Самоопределение и саморегуляция
Наиболее эффективной с этой точки зрения мы считаем технологию «Клубный час», разработанную учеными Института социологии РАН (в частности, старшим научным сотрудником Натальей Гришаевой). Закладывая основы полноценной, социально успешной личности, эта технология:
— позволяет воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
— учит ориентироваться в пространстве, пользоваться планом-схемой;
— воспитывает дружеские отношения между детьми разного возраста, формирует умения вежливо выражать просьбу, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
— знакомит со способами решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
— развивает умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
— в итоге помогает приобретать жизненный опыт, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Общение по интересам
Мы начинали работу со свободного клубного часа. Во время него малыши свободно перемещаются по территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
Примерно за неделю до первого клубного часа воспитатель рассказывал воспитанникам о предстоящем мероприятии, вместе они продумывали и формулировали правила:
— Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
— После игры положи игрушку на место.
— Ходи спокойно.
— Если хочешь, можно остаться в своей группе или в любое время вернуться.
— Возвращайся в группу по сигналу звонка: один звонок — начинаем убирать игрушки; два звонка — заканчиваем наводить порядок; три звонка — возвращаемся в группу.
Договорились, что соблюдать правила детям помогут кружки разного цвета и размера: красный (большой), желтый (средний) и зеленый (маленький). Если ребенок нарушает какое-то правило, то любой «мимо проходящий» взрослый забирает сначала зеленый кружок. Если снова нарушает, то следующий — кружок желтого цвета. Ну а если в третий раз — то забирается красный кружок и воспитанник лишается права в следующий раз участвовать в «Клубном часе». Кружки разместили в индивидуальных прозрачных сумочках, которые надеваются на шею и располагаются на груди, не мешая движению.
Классическим запрещающим знаком мы обозначили запрещенные для самостоятельного посещения места, не вошедшие в карту маршрута. Кстати, карту тоже делали совместно с детьми, проходя по предполагаемому маршруту, а затем ксерокопировали каждому для ориентации во время клубного часа. Зная о подготовленных «станциях», ребята отмечали на плане места, которые хотели бы посетить.
Во время свободного клубного часа малыши самостоятельно перемещаются по обозначенной территории и организуют себе занятия по интересам, договариваясь с воспитанниками других групп.
Умеешь сам — научи другого
Также традиционными стали так называемые деятельностные клубные часы. Педагоги заранее продумывают, чем удивить детей, готовят мастер-классы на различные темы. Ребята выбирают интересные для себя творческие мастерские. В спортивном зале инструктор по физической культуре заранее организует станции. Малыши самостоятельно договариваются, распределяют игры и при этом придерживаются классических правил безопасности в спортивном зале (двигаться в одну сторону, обязательно соблюдать очередь и др.). В общем, скучно не бывает никому.
Вдохновившись интересом и радостью детей, мы решили провести мастер-классы в формате «умею сам — научу другого» и дать воспитанникам возможность попробовать себя как в роли «учителя», так и в роли «обучаемого». Ребята были в восторге, особенно те, кто делился своими умениями и навыками. В следующий раз, чтобы дать возможность побыть в роли «учителя» большему числу детей, мы проводили мастер-классы в парах. Приятно было наблюдать дружелюбие и отзывчивость дошкольников, их взаимопомощь и поддержку.
Всегда после завершения клубного часа все его участники собираются в группе, садятся в «рефлексивный круг» и обсуждают, отвечая на вопросы: Где ты был? Что тебе запомнилось? Хочешь ли ты еще раз туда пойти, почему? Планировал ли ты перед клубным часом куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему? Удавалось ли тебе соблюдать правила, если нет, то почему?
Постепенно мы стали замечать, что дети демонстрируют нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми, умеют коллективно трудиться, отзываются на просьбы товарищей, проявляют способность к саморегуляции своего поведения, адекватной самооценке своих действий.
ПОДЕЛИТЬСЯ: