Социальная акция в развитии старших дошкольников
Отношения людей в современном мире, к сожалению, не всегда основываются на понимании поведения другого человека, да и самого себя, отмечает Надежда МЕДВЕДЕВА, воспитатель детского сада № 35 Сарова.
Значимость социального интеллекта
Задача взрослых — помочь детям овладеть способностью действовать в любой жизненной ситуации, учитывая эмоциональное состояние всех ее участников, то есть развить социальный интеллект. Наилучшим инструментом для этого, на наш взгляд, является технология Натальи Гришаевой «Социальная акция».
Проведя обследование социального интеллекта воспитанников по методике, представленной в технологии, мы выяснили следующее. Средний результат имели такие показатели, как способность чувствовать себя членом коллектива, способность переживать трудные ситуации, умение ориентироваться на собственную оценку своих поступков; в то же время недостаточно выражены умение отстаивать собственное мнение, излагать свои мысли и переживания.
Технология «Социальная акция» направлена прежде всего на объединение усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников. Она проводится ежемесячно и прямо связана с технологией «Ситуация месяца». На ежедневных «рефлексивных кругах» мы с детьми обсуждаем задачи предстоящего мероприятия, степень участия каждого и планируем этапы акции.
Акция «Поздравим сотрудников и ветеранов с Днем дошкольного работника»
Первая акция была связана с ситуацией месяца «Мой дом — детский сад». Во время беседы на тему «Кто работает в детском саду?» ребята узнали, что бывших сотрудников называют ветеранами, они много лет работали воспитателями, поварами, помощниками воспитателей и заслуживают того, чтобы их тоже поздравляли с профессиональным праздником. В результате обсуждения было решено попросить родителей купить небольшие подарки и вместе посетить ветеранов.
Акция «Подари книжку-малышку малышам»
Уже в ходе первой акции мы заметили, что у детей, которые всегда находились «в тени», появилась уверенность в своих силах, и им захотелось высказывать собственное мнение. Значит, мы на правильном пути! Ребятам так понравилось делать подарки, что возник вопрос: «Кому и что еще можно подарить в детском саду?» Опять же после обсуждений на «рефлексивном круге» было предложено подарить книгу малышам. Но всем хотелось, чтобы подарок был необычный, не как в магазине. У Ани возник вопрос: «А можно ли сделать книгу своими руками?» В конце рефлексии вызрело задание: рассказать родителям о предстоящей акции и обратиться к ним с просьбой помочь изготовить книги.
Акция «Помоги бездомным животным»
В современном мире люди нередко начинают утрачивать такие качества, как сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей и педагогов у ребенка можно воспитать эти качества. В рамках Недели добрых дней мы провели с детьми беседы на тему доброты. В ходе обсуждения на «рефлексивном круге» «Доброе сердце» дети отрывали лепестки от воображаемого цветика-семицветика и рассказывали, исполнения какого желания они бы хотели. Выслушав всех, мы спросили: «Какой поступок совершила девочка Женя в сказке, оторвав последний лепесток?» После ответов предложили ребятам тоже сделать доброе дело — позаботиться о бездомных животных из приюта: собрать корм и наполнитель. Так возникла акция «Помоги бездомным животным». В результате наши воспитанники вместе с родителями посетили обитателей «Муррдома» с подарками.
Акция «Мы за чистый город»
Акция проходила во время ситуации месяца «Я живу в Сарове». Задачи: развить у дошкольников активную гражданскую позицию, навыки социализации через стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находя для этого различные речевые средства, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Предварительно с детьми была проведена экскурсия по одной из аллей городского парка. Во время прогулки ребята заметили, что на их пути встретилось много мусора. Они возмутились тем, как горожане относятся к окружающему миру, загрязняют свой город. По возвращении в детский сад был организован «рефлексивный круг», на котором обозначился главный вопрос: «Как мы можем призвать жителей города не загрязнять его?» Так возникло предложение изготовить совместно с родителями таблички и листовки с призывом: «Мы за чистый город» и раздать их саровчанам.
Ход акции был такой. Воспитанники собрались у входа в детский сад. Мы объявили им, что сегодня проводится акция «Мы за чистый город». Договорились о том, что выйдем на проспект Музрукова, будем говорить встречающимся горожанам о том, что нельзя загрязнять свой город. У каждого будет листовка, которую можно будет отдать проходящим мимо людям.
Дети говорили: «Возьмите нашу листовку. У нас акция. Мы хотим жить в чистом городе». Реакция прохожих в большинстве случаев была положительной. Они внимательно слушали ребят, соглашались с их призывом, охотно брали листовки, благодарили за то, что малышам не безразлична окружающая среда.
На проведенной рефлексии каждый ребенок поделился своими впечатлениями от акции. Все они состояли из положительных эмоций. Дошкольники поняли, что окружающим надо напоминать о том, что свой город лучше содержать в чистоте.
Ежемесячное проведение социальных акций показало: во-первых, каждая последующая акция привлекает все большее число родителей и детей; во-вторых, данная работа действительно способствует развитию социального интеллекта: умению чувствовать эмоциональное состояние других людей, способности понимать поведение другого человека и собственное.
ПОДЕЛИТЬСЯ: