Становление ручной умелости у младших дошкольников

Юлии ШМАРЁВОЙ, воспитателю детского сада № 99 Сормовского района Нижнего Новгорода, за время ее работы довелось взаимодействовать с детьми разных возрастов: от младшей ясельной до подготовительной группы, и она уверена, что в каждом возрасте есть свои трудности в развитии ручной умелости. А ведь именно на начальном этапе жизни ручная умелость отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

 

 

Мои наблюдения показали, что некоторые воспитанники неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Играя с ними, я вижу, что им трудно бывает собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ними на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира малышами оказываются обедненными. От моей помощи они часто отказываются и чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку, а с течением времени приведет к школьным трудностям.

И поэтому в дошкольном возрасте моя работа по развитию ручной умелости и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко воспитанник научится управлять рукой и своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с ручной умелостью развиваются память, внимание, словарный запас.

Каждое мое занятие или игра — маленький процесс развития ручной умелости с применением различных дидактических игр, изготовленных мною из материалов разных текстур. Эти игры используются в различных режимных моментах и в разных видах детской деятельности.

Вначале проводим игры на сжимание и разжимание кулачка. Развитию этой функции руки помогают: скомканные снежки из бумаги; энергичные игры с эспандером «Зарядка»; перекладывание ватных комочков из одной руки в другую; упражнение «Выгладим листочек».

Затем в игровой форме приступаем к развитию подвижности и гибкости пальцев. Дети с удовольствием ловят и перекидывают пушистые снежинки, снежинки из бумаги, играют с карандашами, прокручивая их между ладонями в упражнениях «Вертушка», «Пропеллер», «Каток». Интересны малышам пальчиковый и кукольный театры, театр погремушек, вязаный бибабо, персонажи которых выполнены из фетра, бумаги, воздушного пластилина. Увлекательные игры с разноцветными резинками, игра «Поймай паука» помогают развивать подвижность детских пальчиков.

Для развития таких навыков, как захватывание и удержание предмета, используются поисковые игры «Закладки», «Секретики», игры с платочками «Опята», «Пузырек» и др.

Тактильную чувствительность рук — одну из важнейших функций — мы развиваем с помощью упражнения «Цапля», применяя счетные палочки; игры «Самолет», используя крупные бигуди. Эффективны в решении этого вопроса игры с массажными мячиками «Грибы», а также шариковые ванны «Отгадай, не глядя», «Что погладил?», «Тепло — холодно». Активно в своей работе я применяю рисование по шаблонам и трафаретам; игры с прищепками «Зарядка для пальчиков»; волшебные конфетки-сюрпризы.

Функции ощупывания и обследования предметов развиваются в таких играх, как «Найди на ощупь», «Найди и разложи», «Чудесный мешочек».

Развитию зрительно-двигательной координации рук помогают рамки-вкладыши из пенополистирола, дерева, фетра, воздушного пластилина; игры с мозаикой (напольной, настольной, из пуговиц, крупного бисера, ткани); бусы из крышечек, скрученной бумаги, макарон и т. д.; шнуровки разной тематики; игра «Собери матрешку» (из фетра, вязаную, из картона, деревянную); вязаные «Зайка-пирамидка», «Улитка-пирамидка»; «Чудо-крышечки».

Сформировав все эти навыки, приступаем к развитию умений складывать, перекладывать, выкладывать узоры с помощью игр «Укрась дерево» (по сезонам), «Составь узор из палочек» (палочки счетные, деревянные, ватные, из фетра, бумаги), «Нитяные узоры», «Собери сюжет».

Для формирования ручной умелости учу детей выполнять движения сначала обеими руками, затем — поочередно: то одной, то другой рукой, тем самым формируя и активизируя работу обоих полушарий головного мозга.

Я систематически использую эти игры и упражнения, но не жду немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

Заданий и упражнений, направленных на развитие ручной умелости, много. Нужно только подключить фантазию и воображение, и придумывать их можно бесконечно. Главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, навыки, желание и возможности. Ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны малышу. И наша задача  — поддержать дошкольника, при необходимости оказать ему помощь.

 

Школа № 2, февраль 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Март 2025
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN