Зимняя прогулка с пользой для здоровья
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей — одна из главных задач современного дошкольного образования. Наталья ЧЕРНИКОВА, воспитатель детского сада № 24 Кстова, согласна с мнением педагогов-психологов и ученых о том, что этап дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования у детей правильного физического развития, приобщения к занятиям физической культурой, основам здорового образа жизни. Педагог считает, что в первую очередь надо создавать необходимые условия для организации оптимального двигательного режима детей в течение дня.
Формы двигательного режима в ДОО
Двигательную деятельность воспитанников мы осуществляем в разных формах двигательного режима: в совместной деятельности с педагогом на занятиях физической культурой, во время проведения утренней гимнастики, во время утренних и вечерних прогулок, в самостоятельной деятельности во время подвижных игр, игровых физических упражнений в группе и на прогулке.
Самым благоприятным периодом в режиме дня для реализации потребностей малышей в движении является прогулка. Прогулку с воспитанниками мы организуем ежедневно два раза в день: утром до обеда и вечером после полдника.
РППС на участке детского сада
Рассмотрим прогулку в зимний период как способ развития двигательной деятельности младших дошкольников. В качестве физкультурно-игрового оборудования зимой на участке детского сада используем снежные постройки. Фигуры из снега лепим каждый год с родителями воспитанников. Снежные постройки позволяют организовать двигательную деятельность с детьми в виде игр-забав, игр соревновательного характера и способствуют развитию физических качеств, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к подвижным играм и физическим упражнениям на свежем воздухе, укреплению физического здоровья.
Обязательным условием в создании развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке зимой для организации двигательной деятельности дошкольников является строительство снежного лабиринта. Он служит отличным средством для организации с ребятами разных видов ходьбы с заданиями, бега со сменой темпа и направления. Каждый раз, выходя на прогулку, мы с детьми направляемся к лабиринту и выполняем ходьбу и бег по нему. Эти упражнения служат разминкой и задают темп предстоящей двигательной деятельности.
Обязательно на прогулке зимой создаем условия для организации метания предметов попеременно одной и другой рукой горизонтально и вертикально в цель. Для этого строим снежные фигуры, например, в виде лисы, медведя с закрепленными в них пластмассовыми обручами. Или продумываем строительство фигур с пристроенными к ним корзинами, бочонками, вылепленными из снега. Для метания используем пластмассовые шары, шишки. Если во время прогулки снег липкий, то малыши лепят снежки самостоятельно и используют их для метания в цель.
Зимой обязательно строим снежные постройки с целью организации упражнения «Подлезание». Для этого встраиваем в снежную фигуру обручи или делаем постройку в виде снежного лаза. Если применяется второй вариант, то с целью создания безопасных условий, чтобы не произошло обрушение во время выполнения детьми упражнения, делаем снежную постройку прочной, следим, чтобы навесная часть лаза была небольшой по толщине.
Используем снежные постройки для организации ходьбы с перешагиванием через валы разного размера и разной длины. Для этого строим снежные фигуры, например, в виде осьминога, солнышка, черепахи, у которых щупальца, лучи, лапы располагаются на земле и находятся на определенном расстоянии друг от друга. Сначала учим ребят выполнять упражнение, перешагивая через валы приставными шагами, а затем попеременно правой и левой ногами без остановки.
Сотрудничество с родителями
С целью повышения родительской компетентности в вопросах физического развития дошкольников вовлекаем родителей в образовательный процесс. Организуем совместные физкультурные досуги на свежем воздухе зимой. По сценарию мероприятий главными персонажами являются снежные фигуры, например, в виде зайца, лисы, снеговика, которые предлагают участникам мероприятия выполнить физические упражнения или приглашают поучаствовать в подвижной игре.
Так, мы организовали и провели с воспитанниками и их родителями физкультурный досуг в виде квеста «Зайчик ищет свою маму». Папы, мамы и дети приняли участие в подвижных играх, аттракционах, вместе выполняли физические упражнения и в итоге помогли зайчонку найти маму-зайчиху.
Нами был организован и проведен совместный физкультурный досуг «Игры со снеговиком». Воспитанники и их родители стали участниками подвижных игр, игр соревновательного характера, проявили активность при выполнении физических упражнений и заданий.
ПОДЕЛИТЬСЯ: