Эффективные формы сотрудничества с семьей
Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир, напоминают воспитатель детского сада № 47 Сарова Ольга МИХАЙЛОВА и старший воспитатель Елена КРАЕВА.
КТД для всех
В современном обществе наблюдается процесс трансформации семьи как социального института, ее функций. Изменившаяся семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней. Мы пришли к выводу о том, что необходимо создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса.
Технология «Коллективное творческое дело» — это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого его участника. В эту деятельность мы и решили вовлечь родителей наших воспитанников для решения задачи социализации дошкольников. Мы считаем, что тесное, плодотворное сотрудничество ДОО и семьи положительно повлияет на развитие личности каждого ребенка, на формирование у него активной социальной позиции. Было высказано предположение, что помогут нам в этом совместные дела с родителями.
Организуя квест-игры с детьми, мы отметили интерес родителей к данной деятельности и решили провести эти игры вместе с ними. Образовательная деятельность в форме квест-игры предоставляет возможность педагогу, воспитанникам и родителям необычно, увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Так, в квесте «Путешествие с гномиком» малыши и их родители совместно участвовали в путешествии по сказочной стране в Мире математики. Во время такой игры дети становятся более раскрепощенными в общении, что приводит к сплочению детского коллектива.
«Крошка сын к отцу пришел...»
В прошлом учебном году родители стали активными участниками ранней профориентации дошкольников. Они приходили в группу и рассказывали о том, кем они работают, какие рабочие инструменты или специальная рабочая форма им нужны. Ребята не только слушали, но и могли потрогать, померить, задать вопросы. Во время таких встреч у детей воспитываются уважение к труду взрослых, понимание значимости труда, умение вступать в диалог.
В образовательном процессе ДОО проектная деятельность имеет характер сотрудничества, в котором участвуют воспитанники и педагоги, а также вовлекаются родители. Так, в ходе совместного с педагогом-психологом проекта «Как прогнать злость?» родители дома рассматривали сказочных злых и добрых героев, потом рисовали их и в группе делали выставку этих рисунков. В результате у ребенка формируется субъектная позиция, раскрывается индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию.
Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение. Мы, воспитатели, должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры. В этом году у нас начала работать литературная гостиная. В группу приходили родители и читали детям книги, затем обсуждали их, ребята делились тем, какие книги они читают дома с родителями, какие у них самые любимые, потом приносили в группу свои книги.
Отвечаем на вызов
Такие формы взаимодействия с семьями и воспитанниками в ДОО, как флешмоб и челлендж, являются современными формами сотрудничества. А самое главное — поддерживается атмосфера общности интересов, эмоционального комфорта, сплоченности между всеми участниками образовательных отношений. Ко Дню отца мы запустили флешмоб «Мы с папой». Традиционную осеннюю выставку поделок заменили на фоточеллендж «День урожая», где родители выкладывали в группе фотографии по разным номинациям. Затем мы с детьми рассматривали фото на интерактивной панели и обсуждали поделки.
В нашем детском саду родители являются активными участниками праздников и мероприятий. Так, в начале учебного года, в День знаний, одна из мам предложила устроить малышам праздник и организовала «Шоу мыльных пузырей». На праздник «День семьи, любви и верности» ребята вместе с родителями изготавливали поделки и оформляли из них выставку, пели песни и танцевали; сделали совместно ромашку, символ праздника.
Совместный труд
Родители — наши помощники в трудовых делах. Создание снежных построек на участке стало традиционным в детском саду. В этом году мы вместе с родителями и детьми лепили героев мультфильмов. Это один из примеров сотрудничества педагогов и родителей, в котором родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. А к Новому году родители по своей инициативе сделали ширму и организовали банкомат подарков для детей: ребенок подходил к банкомату, рассказывал стихотворение и получал подарок.
Самые востребованные среди родителей — краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, интернета, социальных сетей. Мы заметили, что интерес родителей к традиционным формам взаимодействиям ослабевает, и решили уделить больше внимания именно интерактивным формам. Закрытую группу для родителей мы используем для оперативного и конструктивного взаимодействия педагогов и родителей. В ней мы проводим опросы, анкетирование, размещаем полезную информацию, поздравляем родителей от детей с праздниками.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: мамы и папы являются полноценными участниками организуемых нами встреч и помощниками воспитателей. Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка.
ПОДЕЛИТЬСЯ: