Экологическое воспитание совместно с родителями
В век технического прогресса и инноваций мы порой забываем о том, что окружает нас: не замечаем красоту природы в различное время года, безответственно относимся к ней. На все это обращают внимание наши дети, которые, подобно губке, впитывают все действия, отношение, чувства. Экологическое воспитание по праву можно назвать одним из основополагающих, так как природа — это мы. Воспитывать в детях бережливость к окружающему миру нужно начиная с раннего возраста. Еще более важным Елена БЕЗРУКОВА, воспитатель детского сада № 8 «Сказка» Сергачского муниципального округа, считает привлечение родителей к данному процессу, ведь именно они обязаны заложить основы всестороннего развития личности ребенка. Задача педагога — помочь им в этом.
Приобщение родителей к процессу воспитания, в том числе экологическому, является важной составной частью деятельности дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно решить главную задачу — воспитать экологически грамотную личность.
Экологическая культура — это знания, навыки, эмоциональное отношение, практические поступки и поведение (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей обычно используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции и др.), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии и др.). Важно помнить, что формы работы с родителями должны применяться в сотрудничестве, с привлечением всех участников процесса (родители, дети) для решения поставленных задач.
Кроме того, традиционные формы, рассчитанные в основном на большое количество людей, не всегда достигают целей, поэтому в последнее время предпочтение отдается нетрадиционным.
При взаимодействии с родителями воспитанников группы раннего возраста я применяю как традиционные, так и инновационные, активные формы работы.
В числе традиционных форм мною используются консультации и родительские собрания:
— серия консультаций «Времена года», рассказывающая родителям, на что обратить внимание при ознакомлении ребенка с временами года;
— консультация «Экологические сказки для детей раннего возраста», где говорится о значении сказок данного типа в воспитании детей раннего возраста и предлагается рекомендательный список таких произведений: всем известные сказки «Колобок», «Теремок» и др.;
— консультация «Игры для детей раннего возраста», в которой дается рекомендательная подборка экологических игр: «Найди животное», «Овощи и фрукты», «Кто как кричит?». По данным консультациям по инициативе родителей развивающая предметно-пространственная среда группы была пополнена дидактическими играми по экологическому воспитанию: «Кто что умеет делать», «Наши домашние животные»;
— родительское собрание «Мир вокруг нас». В ходе мероприятия родителям были даны рекомендации по экологическому воспитанию детей раннего возраста; кроме того, взрослые побывали в роли малышей — для них была проведена экологическая физкультминутка «Ходим по дорожкам», показаны отрывки занятий по временам года «Снежный ком», «Собираем грибы и ягоды», «Расцвели цветы», «Деревья и листочки».
Среди нетрадиционных форм работы с родителями выделяется экологическая тропа «Экотропа Сергача». Это среднесрочный проект, реализуемый в группе раннего возраста, направленный на ознакомление дошкольников с природой родного города и привлечение родителей к процессу экологического воспитания детей.
Реализация проекта началась в марте после успешной адаптации воспитанников в детском саду. Было организовано совместное посещение детей и родителей краеведческого музея им. В.А. Громова и территории санатория «Серебряные ключи», в ходе которых они познакомились с флорой и фауной родного края, прогулялись по сосновому бору и понаблюдали за его обитателями.
В наших планах — посещение дендропарка «Явлейка», расположенного на территории города.
ПОДЕЛИТЬСЯ: