Как рассказать детям о блокаде Ленинграда?
В федеральной образовательной программе дошкольного образования большое внимание уделяется воспитанию у ребят уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Сейчас образовательная деятельность в детском дошкольном учреждении строится с опорой на федеральный календарный план воспитательной работы. Теперь знакомство с темой Великой Отечественной войны осуществляется не только в преддверии Дня Победы, но и в течение всего года, напоминают Галина БЫЧКОВА, старший воспитатель, и Наталья ПУЧКОВА, воспитатель детского сада № 35 Сарова.
Наиболее ценной и эффективной формой приобретения воспитанниками новых впечатлений является образовательное событие. Именно эта технология позволяет создать для дошкольников естественную ситуацию погружения в изучаемую тему. При создании образовательной ситуации мы опираемся на пособие Л.Г. Логиновой «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3—7 лет».
В годовом образовательном проекте «Карта России», в рамках которого мы работаем, есть тема «Крепости земли Российской». Когда в феврале, отмечая на карте крепость Орешек, ребята прочитали на карте: Ладожское озеро, то вспомнили, что по нему проходила знаменитая Дорога жизни. О ней мы говорили в январе. Дети наперебой стали вспоминать факты о блокадном Ленинграде, и мы почувствовали, что эта тема их еще волнует, поэтому захотелось в нее погрузиться.
Мы обратились уже к привычной и понятной дошкольникам модели трех вопросов. Из беседы с воспитанниками стало понятно, о чем им хочется узнать: сколько дней длилась блокада, что ели люди в осажденном городе, где брали воду, как согревались в мороз, как добывали керосин... Ребята выбрали вопросы для изучения и стали искать и приносить разнообразную информацию. Это были и тексты песен, и стихи, и картинки, и некоторые предметы быта, а также книги, видеофильмы и презентации и многое другое. Девочкам захотелось отразить эту тему через ключевые слова в «Азбуке блокады».
На очередном рефлексивном круге мы проанализировали имеющийся у нас к данному моменту материал. Было трудно определить итоговый продукт, так как вся информация была различного формата. Вдохновленный просмотром видеофильма «Жизнь людей в блокадном Ленинграде» Данил предложил: «А давайте сделаем концерт!» Все с этим согласились.
За основу взяли созданную нами ранее «паутинку» — «Что такое блокада?». Решили сопроводить концерт презентацией и к каждому слайду продумать небольшой творческий номер.
Наш вечер открыла Настя стихотворением «Быль для детей» Сергея Михалкова и гимном защиты Родины во время Великой Отечественной войны «Вставай, страна огромная!», написанным в самом начале фашистской агрессии.
Самым эмоционально ярким номером стала инсценировка «Блокадный Ленинград». Именно подготовка к ней создала необходимые условия для «проживания» этой темы ребятами: затемнение окон, добывание воды из проруби Невы, способы утепления в холод, распределение норм хлеба по карточкам...
В композиции «Письма Тани Савичевой» удалось передать детские впечатления о чувствах одиннадцатилетней девочки, которая во время блокады фиксировала в своем дневнике смерти близких ей людей.
Этюд «За водой на Неву» раскрыл для глубокого понимания трудный и тяжелый процесс добывания воды под обстрелами фашистов и перевозки огромного ведра на санках через весь город маленьким мальчиком.
Завершился наш вечер торжественным стихотворением «Блокадный Ленинград» Беллы Ахмадулиной.
После этого мероприятия воспитанники еще долго обсуждали тему блокадного Ленинграда, и нам не хотелось убирать из развивающей предметно-пространственной среды группы весь «прожитый» ими материал. Возникла идея: оформить в холле детского сада мини-музей. Во время тематического клубного часа, посвященного Дню Победы, ребята с вдохновением рассказывали своим сверстникам об интересных фактах из жизни в Ленинграде во время 900-дневной блокады.
Наше образовательное событие получилось запоминающимся и атмосферным. В течение этого времени нам удалось создать условия для погружения детей в тему жизни людей в блокадном Ленинграде. Мы заметили, что дошкольники с большим уважением стали относиться к хлебу, воде и даже, как нам кажется, стали добрее друг к другу. У них появилось более осознанное отношение к памятным датам, связанным с Великой Отечественной войной.
ПОДЕЛИТЬСЯ: