Память поколений
28 апреля в НИРО прошла межрегиональная историческая конференция «Великая Победа. Память поколений». В ней, по словам старшего преподавателя кафедры истории и обществоведческих дисциплин Ольги МОРОЗОВОЙ (на фото справа), приняли участие учителя, специалисты органов управления в сфере образования, руководители методических объединений, представители Министерства образования и науки Нижегородской области, гости из Москвы и Республики Беларусь.
Историческая память и историческое сознание
Пленарную часть конференции открыла начальник управления профессионального образования и воспитания Министерства образования и науки Нижегородской области Наталья Поляшова, охарактеризовав важность юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне. С приветственным словом к участникам форума обратилась проректор НИРО Римма Иванова (на фото слева), подчеркнув актуальность сохранения исторической памяти. Руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии Русской православной церкви, протоиерей Евгений Худин отметил значительную роль семейного воспитания в формировании исторического сознания.
Валентина Горбатюк, и. о. заведующей кафедрой технологий профессионального образования Республиканского института профессионального образования (Беларусь), рассказала о готовности педагогов к сохранению истории Великой Победы среди молодежи и практических шагах их деятельности.
О значимости системной работы по историческому просвещению и широком круге его воспитательных и образовательных возможностей, раскрываемых в рамках темы «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.», шла речь в выступлении Ильи Лобанова, заведующего научно-методическим центром социально-гуманитарного общего образования Института содержания и методов обучения имени В.С. Леднева (Москва).
В докладе Светланы Гонтарь, ведущего методиста по истории и обществознанию издательства «Просвещение», содержалась значимая информация о методических аспектах и современных подходах к изучению истории Великой Отечественной войны (на примере учебников «Военная история России»).
Актуальность исследований ученых-историков, открывающих завесу тайны над деталями главных событий Парада Победы 24 июня 1945 года, в современной историографии обозначил Константин Семенов, главный редактор издательства «Русское слово — учебник».
Немаловажный вклад в Великую Победу внесли и юные граждане Советского Союза. Об этом говорил в своем выступлении Александр Алексеев, заместитель директора Московской цифровой школы, советник директора Издательского дома Вахромеева, отмечая многообразие воспитательных патриотических дел, реализуемых во внеурочной деятельности на примере подвигов детей-героев.
Трудовая доблесть
Программа мероприятия предусматривала работу по нескольким направлениям.
Секция «Связь времен и поколений: Великая Победа и современность», модератором которой являлся Вячеслав Романовский, доктор исторических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры истории и обществоведческих дисциплин НИРО, способствовала привлечению внимания общественности к истории Великой Отечественной войны в российской историографии.
Реализация воспитательной практики через создание долгосрочного проекта по сохранению культурной и исторической памяти о подвиге советского учителя (на примере сельской школы) и вовлечение общественности в проект через онлайн-пространство стали темой выступления Ксении Филоновой, учителя истории и обществознания Безводнинской школы им. В.Н. Архангельской Кстовского муниципального округа.
Александр Седнин, учитель истории и обществознания школы № 52 Канавинского района Нижнего Новгорода, выступил с докладом «И день и ночь спасая чью-то жизнь: работа медиков эвакуационных госпиталей г. Горького в годы Великой Отечественной войны на примере эвакогоспиталя № 2803».
О жизни населения в тылу и особенностях деятельности судебной системы в годы Великой Отечественной войны в тылу на примере Городецкого районного суда рассказал Станислав Доможиров, учитель истории и обществознания школы № 1 им. А.В. Ворожейкина Городца.
Вклад наших земляков в Победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны охарактеризовала Людмила Строкина, педагог дополнительного образования Муравьихинской школы пос. Суроватиха Дальнеконстантиновского муниципального округа.
О фронтовиках, педагогах, наставниках
Секция «История нашего края: годы великих испытаний» (модератор — Ольга Морозова, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин НИРО) раскрывала вопросы образовательного туризма в Российской Федерации, методические аспекты изучения Великой Отечественной войны в рамках истории Нижегородского края.
Валентина Баранова, педагог дополнительного образования школы № 123 Ленинского района Нижнего Новгорода, подготовила доклад «У войны не детское лицо».
Историко-патриотические проекты как действенный механизм приобщения молодежи к традиционным ценностям патриотизма на примере просветительского проекта «Нижний Новгород — город трудовой доблести вчера и сегодня. Связь времен и поколений» стали предметом исследования Ольги Михайловой, учителя истории и обществознания, руководителя методического объединения классных руководителей школы № 70 с углубленным изучением отдельных предметов Сормовского района Нижнего Новгорода.
О военных госпиталях Дзержинска в 1941—1945 годах рассказала учитель истории школы № 24 Наталья Анисимова.
Особенно ярким стало представление исследования «Горьковская страница биографии советского ученого Я.В. Лои» Людмилой Добролюбовой, учителем истории, руководителем музея школы № 4 Бора.
Укрепление исторической памяти воспитанников кадетской школы при изучении советской наградной системы времен Великой Отечественной войны на уроках истории явилось темой выступления Владислава Шаблова, учителя истории и обществознания Нижегородской кадетской школы имени Героя России Гурова Игоря Владимировича.
Тяжелое испытание войной
Секция «Духовные основания Великой Победы: роль Русской православной церкви в разгроме немецко-фашистских захватчиков (1941—1945 гг.)» проходила под руководством Бориса Гинзбурга, заведующего кафедрой истории и обществоведческих дисциплин НИРО, кандидата исторических наук, доцента (на фото в центре), Вадима Гришина, кандидата философских наук, доцента кафедры, и Алены Крутилкиной, главного специалиста отдела образования и катехизации Нижегородской епархии Русской православной церкви. Темы исследований, представленных в этой секции, были особенно эмоциональными.
О государстве и церкви в годы Великой Отечественной войны рассказал Борис Гинзбург.
Трудолюбие защитников тыла как наивысшее проявление духовности советского человека охарактеризовал Вадим Гришин.
«Да будет славен подвигом народ! Да будет жить Великая Россия!» — таково было название выступления Ирины Чашкиной, учителя ОДНКНР и ОПВ православной гимназии во имя Святых Кирилла и Мефодия Ленинского района Нижнего Новгорода.
Анна Климова, учитель истории Гнилицкой православной гимназии Автозаводского района Нижнего Новгорода, выступила с содержательным докладом на тему «Ковали Победу в тылу: роль Горьковской епархии».
Советами по организации интерактивного музейного пространства «Воинство земное и небесное» поделилась с присутствовавшими Анастасия Муренова, учитель русского языка и литературы православной гимназии имени Серафима Саровского Дзержинска.
О сохранении исторической памяти о Великой Победе среди молодежи поведал Максим Рябинин, учитель истории и обществознания православной гимназии Димитрия Донского г. Бора.
О том, как педагоги и воспитанники создавали «Книгу Памяти», рассказала Вера Лаптева, воспитатель православного детского сада имени Преподобных Кирилла и Марии Радонежских Приокского района Нижнего Новгорода.
Распространение педагогического опыта, выработка единых подходов к преподаванию истории и воспитанию подрастающего поколения на основе изучения событий Великой Отечественной войны стали предметом активного обсуждения участников межрегиональной исторической конференции. В результате она явилась важной площадкой для обмена знаниями и идеями о сохранении исторической памяти и воспитании гражданской ответственности у детей и молодежи.
ПОДЕЛИТЬСЯ: