Победная летопись: как мы создавали Книгу памяти
В преддверии 80-летия Великой Победы 2 в класс гимназии № 38 Дзержинска принял участие во Всероссийском литературно-патриотическом конкурсе-акции «Воинов ждут незабудки». Идея создать Книгу памяти захватила всех без исключения: детей, родителей и, конечно, Ольгу СЕРОВУ, учителя начальных классов, классного руководителя. Она сообщает: «Мы назвали наш проект “Вспомнить всех поименно” и начали работу по сбору материалов. Это история о том, как мы писали книгу, объединив усилия, как находили утраченные страницы семейных хроник и как память о Великой Отечественной войне стала ближе и понятнее для каждого из нас».
Замысел и организация взаимодействия
Когда я узнала о конкурсе, то сразу поняла, что это шанс не просто выполнить творческое задание, а сделать что-то действительно значимое и важное. Но как организовать коллективную работу над Книгой памяти?
Необходимо было заручиться поддержкой родителей и составить план действий. Собрание с родительским комитетом стало отправной точкой. Папы и мамы поддержали идею, и мы решили, что книга будет состоять из трех основных частей: встречи с ветеранами, семейные воспоминания, рассказы о мемориалах.
Чтобы систематизировать работу, я распределила между участниками проекта задачи (интервью с ветеранами, написание рассказов и отзывов, создание рисунков), а сама координировала процесс, проверяла материалы, помогала структурировать главы. Это позволило избежать хаоса и сделать деятельность продуктивной.
Встречи со свидетелями войны
Самым волнующим этапом проекта стала встреча нашего класса с ветераном войны, участником Сталинградской битвы Александром Федоровичем Вагиным, которому в 2024 году исполнился 101 год.
Александр Федорович сам приехал в школу и почти два часа делился своими воспоминаниями. Он был откровенен, рассказывал обо всем на свете: и о небольших деталях довоенной жизни, и о первых днях войны, и о боевых ранениях, и о невероятно масштабных событиях Курской битвы: «В этой битве было пять фронтов. С нашей стороны примерно два миллиона солдат. Несколько сот километров фронта...»
Дети слушали, затаив дыхание. Беседа получилась незабываемой, а рассказ убеленного сединами ветерана стал сердцем первой главы Книги памяти.
Еще несколько учеников нашего класса смогли взять интервью у прадедушек и прабабушек (фронтовиков, тружеников тыла и детей войны), которые на своих плечах вынесли тяготы тех дней и знали о войне не понаслышке. Эту главу мы так и назвали — «Из первых уст».
Поиск утраченных историй
Многие семьи столкнулись с тем, что информация о родных-фронтовиках была утеряна и писать им было нечего. Тогда мы начали большую работу по поиску информации о предках.
Я рекомендовала начать поиски на сайте «Память народа», и сразу несколько семей нашли информацию о наградных листах и боевом пути своих прадедов. Далее я предложила найти контакты и расспросить дальних родственников о том, что они помнят. И снова удача: оказалось, что у многих сохранились фотографии и письма с фронта, которые никто не видел годами. Родители отмечали: «Мы не ожидали, что дальние родственники знают столько интересных фактов о нашем дедушке» (мама Вероники Садовниковой).
Таким образом, слово за словом наша книга наполнялась воспоминаниями, фотографиями и удивительными историями, которые, казалось бы, были утеряны навсегда. Эту главу мы назвали «Из семейных архивов».
Героям посвящается
Вспомнить поименно всех героев невозможно, так как многие из них покоятся в братских могилах, но память об их подвиге жива, даже если имя стерто временем. Эта память увековечена в мемориальных комплексах и музеях по всей стране. Многие ученики посещали подобные места, и я попросила их поделиться впечатлениями о поездках. Их рассказы наполнили еще одну главу нашей книги — «Из поездок к памятным местам».
На протяжении всего проекта ребята приносили свои рисунки, которыми они хотели дополнить написанные рассказы и отзывы. В этих линиях и красках они пытались передать собственное восприятие войны и победы — искреннее, простое и пронзительное. Рисунков становилось все больше, и я поняла, что нам просто необходимо выделить их в самостоятельную главу, отражающую мысли через образы, что свойственно именно детям. Мы назвали ее «Нашим героям посвящается».
Литературно-патриотический проект
Работа над Книгой памяти стала для всего класса важным уроком. Дети в ненавязчивой и интерактивной форме познакомились с историей своей Родины. Родители открыли для себя новые страницы семейной летописи. А я как педагог увидела, как искренне ребята могут сопереживать и гордиться своей страной.
Мы отправили книгу на конкурс и одержали в нем победу. 6 июня, в День русского языка, планируем поездку на церемонию награждения победителей, которая состоится в Музее Победы на Поклонной горе в городе-герое Москве. Но главной наградой для нас стали не дипломы, а сама возможность воскресить память о предках, сохранить ее как драгоценную реликвию и передать в руки будущих поколений. Такие проекты бесценны — они вдыхают жизнь в историю, делая ее ближе, теплее, человечнее.
ПОДЕЛИТЬСЯ: