Ключ к успеху

Современные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к качеству подготовки будущих специалистов, включая формирование у обучающихся ключевых компетентностей, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Одним из важнейших направлений развития образовательных технологий является организация учебной деятельности, способствующей формированию функциональной грамотности и повышению уровня учебных достижений учащихся, разъясняет Мария ВОРОНКОВА, заместитель директора школы № 41 Канавинского района Нижнего Новгорода.

 

 

Полезное мероприятие

27 мая на базе нашей школы — стажерской площадки НИРО состоялся областной семинар для учителей начальных классов «Ключ к успеху: развитие функциональной грамотности младших школьников через эффективное учебное сотрудничество». Он предоставил уникальную возможность обмена опытом между педагогами региона и выявления наиболее эффективных методов организации учебного сотрудничества, направленных на достижение высоких результатов в обучении младших школьников. Гостями мероприятия стали доценты кафедры начального образования НИРО, кандидаты психологических наук Татьяна Рунова и Ирина Бондарева.

Семинар включал практико-ориентированные занятия, презентации эффективных методик, обсуждение проблемных вопросов и обмен передовым опытом участников. Особое внимание было уделено вопросам взаимодействия учителя и ученика, группового взаимодействия и реализации игровых форматов обучения для формирования функциональной грамотности.

Практики, представленные педагогами школы

Опыт, продемонстрированный учителями начальных классов школы на семинаре, подтвердил важную роль интерактивных подходов и приемов учебного сотрудничества в формировании функциональной грамотности младших школьников.

Так, заместитель директора Мария Воронкова пригласила собравшихся к работе средствами приема «Мы вместе», направленного на создание атмосферы единства и взаимодействия участников мероприятия. Суть приема заключается в демонстрации невозможности выполнения простого упражнения — аплодисментов одной рукой. Это действие требует обязательного участия другого человека. Таким образом подчеркивается важность командной работы и сотрудничества для достижения поставленных целей.

В подготовке данного мероприятия участвовали многие педагоги школы. Они продемонстрировали наиболее яркие приемы формирования функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.

Юлия Щаулова представила фрагмент урока окружающего мира «Жизнь растений» в 1-м классе, где школьники, взаимодействуя в группах, осваивали основы выращивания микрозелени. Занятие проходило в форме игры, учащимся необходимо было провести эксперимент по выращиванию различных видов зелени. Ребята на занятии смогли самостоятельно подготовить почву (джутовые коврики), посадить в нее семена, после чего несколько дней наблюдали за ростом растений, фиксируя изменения в специальных листах наблюдения. Такой подход позволил детям приобрести практические навыки по уходу за растениями, которые непременно пригодятся им в жизни, развить наблюдательность, научиться взаимодействовать друг с другом в процессе достижения общей цели.

Яна Федотова провела фрагмент урока окружающего мира во 2-м классе на тему «Здоровый образ жизни», используя кейс-технологию. Учащиеся работали в группах, выполняя задания, направленные на формирование функциональной грамотности: составили меню полезных продуктов, подсчитали калорийность блюд и оценили полезные свойства различных продуктов, рисовали плакаты о здоровом питании. Это помогло школьникам осознать значимость правильного выбора пищи и приобрести умение применять полученные знания в повседневной жизни. Использование кейсов оказалось эффективным инструментом для закрепления теоретического материала и перевода полученных знаний в практику.

Юные предприниматели и покупатели

В ходе профильной ролевой игры в рамках занятия внеурочной деятельности по финансовой грамотности во 2-м классе «Мой первый бизнес-план» Полина Котельникова предложила обучающимся освоить профессию бизнесмена. Дети разрабатывали собственный бизнес-план для реализации проекта по открытию пиццерии. Действуя в команде, ученики создали оригинальные рецепты пицц и дали им оригинальные названия. Этот опыт наглядно продемонстрировал, как сотрудничество помогает развивать предпринимательские навыки, ориентироваться в профессиях этой сферы, анализировать рынок, планировать предпринимательскую деятельность и решать поставленные задачи. Подобные практики способствуют ранней подготовке школьников к осознанному выбору профессии и воспитывают ответственность за принимаемые решения.

Татьяна Абрамова на уроке математики в 3-м классе «Магия чисел в мире покупок» использовала прием «Пары сменного состава». Детям предлагалось решать задачи и примеры в парах, периодически меняя партнеров. Это позволило разнообразить процесс изучения таблицы умножения, сделав его увлекательным и динамичным. Учитель подчеркнула важность владения математическими знаниями для приобретения практических навыков грамотного покупателя. Ребята, решая задачи про покупки в магазине, рассчитывали сдачу, проверяя чеки. Так они погружались в ситуации реальных событий, с которыми сталкиваются в жизни. Подобные уроки формируют у младших школьников базовые экономические представления и помогают осознавать связь изучаемого материала по финансовой грамотности с повседневностью.

Сотрудничество на уроке и не только

Отличительной особенностью семинара является участие в нем широкого круга специалистов. Так, всеми собравшимися были высоко отмечены выступления учителя английского языка Ольги Глызовой и педагога-библиотекаря Марины Сачковой.

Учитель английского языка Ольга Глызова успешно использовала эффективный прием учебного сотрудничества «Карусель» в работе с участниками семинара. Суть приема заключается в последовательном перемещении участников между различными станциями, где они выполняют разнообразные задания. Данный подход повышает вовлеченность учеников, стимулирует интерес к языку и развивает коммуникативные навыки. Таким образом, в процессе игры отрабатываются речевые навыки и умения, закрепляются словарные слова, совершенствуется речевая компетенция и формируются навыки функциональной грамотности, которые непременно пригодятся в жизни.

Педагог-библиотекарь Марина Сачкова поделилась эффективными методами и приемами диагностики сформированности читательской грамотности. Она акцентировала внимание собравшихся на важности регулярных проверок понимания прочитанного текста, развитии критического мышления и умения аргументированно выражать свою точку зрения. Эти техники позволяют выявлять проблемы чтения на ранних этапах и своевременно оказывать ребенку необходимую поддержку.

Особое внимание на семинаре привлекла практика учителя начальных классов Юлии Агеевой, показавшей разнообразие техник рефлексии. Завершающий этап урока, направленный на осмысление полученного опыта, способствует глубокому пониманию учениками пройденного материала, формирует навыки саморефлексии и поддерживает высокий уровень познавательной активности. Наиболее яркими видами рефлексии в выступлении педагога стали приемы: «Сэндвич» с обратной связью, или «Бутерброд похвалы» (он состоит из нескольких слоев, где каждый слой играет свою роль); «Чемодан, мясорубка и ведро»; «Лента», который позволил определить настроение всех участников в конце мероприятия.

Результаты семинара

Анализ проведенных занятий показал высокую эффективность приемов учебного сотрудничества для формирования функциональной грамотности младших школьников; возможности его интеграции с игровым форматом обучения, с методом проектов, с кейс-технологиями. Дети активно участвовали в практических заданиях, проявляли инициативу и заинтересованность в получении новых знаний.

Собравшиеся педагоги отметили высокий уровень организации и проведения семинара. Опыт, накопленный учителями школы, свидетельствует о высокой значимости внедрения активных методов обучения и использования групповых форм работы. Эффективное учебное сотрудничество способствует формированию функциональной грамотности учащихся, развитию коммуникативных компетенций и познавательной активности детей младшего школьного возраста. Проведение семинара подтвердило необходимость систематического развития функциональных навыков учащихся начальной школы через внедрение современных педагогических технологий и технологии учебного сотрудничества в частности.

 

Школа № 7, август 2025

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Август 2025
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN