Формируем читательскую грамотность
В настоящее время в связи с введением ФГОС НОО (2009 г.), обновленных стандартов (2021 г.), ФОП НОО (2023 г.) ученые и практики ставят перед собой важнейшую задачу поисков путей совершенствования в области планирования процесса обучения и повышения эффективности управления познавательной деятельностью младших школьников, рассказывает Валентина ОДЕГОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО.
Анализ образовательного процесса в российской начальной школе показывает, что перечень учебных предметов учебного плана в последние десятилетия постепенно увеличивается. Сроки обучения при этом (четыре года) остаются неизменными. Кроме того, преобладающее большинство общеобразовательных организаций ориентируется на сокращение длительности учебной недели в начальных классах, переходя из традиционного режима шестидневной рабочей недели на пятидневную. В связи с вышеперечисленными причинами количество часов в неделю на обучение по каждому учебному предмету сокращается. Но, несмотря на указанные особенности организации образовательного процесса, планка требований к качеству обучения повышается.
В 2025 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы НИРО вышло в свет пособие, связанное с проблемой формирования читательской грамотности младших школьников, — «Учим читать, или Секреты формирования читательской грамотности» (автор В.Ф. Одегова).
Эта проблема решается поэтапно: первый этап — «Обучение чтению» (начальная школа), второй этап — «Чтение для обучения» (основная ступень школы), третий этап — «Чтение для жизни» (саморазвитие после школы).
В ФОП НОО определены конкретные задачи этапа «Обучение чтению». Это овладение чтением в курсе обучения грамоте, предмет «Литературное чтение». Сформулированы планируемые результаты первого этапа — личностные, метапредметные и предметные. Чтобы успешно решить задачу достижения соответствующего уровня планируемых результатов, учителю важно знать типичные затруднения младших школьников в овладении чтением и конкретные шаги по их преодолению.
Учебно-методическое пособие посвящено решению именно этих проблем на этапе обучения грамоте. Здесь раскрываются простые, но важные секреты успешной организации процесса овладения первоклассниками чтением. В основе этих секретов лежит системно-деятельностный подход, а также дидактические принципы научности, единства теории и практики, прочности усвоения знаний, доступности, последовательности.
Содержание пособия представлено в разделах: «Учим произносить звуки речи», «Ориентирование на странице, развороте», «Знакомство с буквами», «Учим читать выразительно», «Выделение гласных как основы чтения слога и слова», «Выделение гласных как основы чтения слога и слова», «Учим делить слова на слоги для чтения и читаем» на основе закона восходящей звучности современного русского языка. Такой подход позволяет прочно овладеть единственным для усвоения первоклассниками чтением — способом деления слова на слоги. Этот способ позволяет грамотно читать с точки зрения требований соблюдения правил орфоэпии, так как в ФОП НОО этому вопросу уделяется серьезное внимание с 1-го класса.
Оригинальность данного пособия заключается в его адресности: оно рекомендуется не только в качестве методической помощи учителю в преодолении трудностей в обучении первоклассников чтению, но и как дидактический материал для обучающихся.
ПОДЕЛИТЬСЯ: