Первые шаги к будущей профессии
Выбор профессии — один из самых трудных и важных решений в жизни каждого человека. От этого зависит успешность профессионального пути, а в конечном счете — удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому огромное внимание сейчас уделяется целенаправленной профориентационной работе среди обучающихся. В школе проявляются любовь к труду, принятие труда как ценности и осознание его необходимости и важности. Именно школа становится решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказывая действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. И уже в начальных классах важно не упустить ни минуты и вовремя заинтересовать детей предстоящим выбором профессии. Для младших школьников следует создать максимально разнообразную картину представлений о мире профессий, утверждают Татьяна РУНОВА и Ирина БОНДАРЕВА, кандидаты психологических наук, доценты кафедры начального образования НИРО.
Познавая мир труда
Профориентация младших школьников — это комплекс мероприятий, направленных на знакомство детей с различными профессиями, их особенностями, перспективами трудовой деятельности.
В современных условиях проблема профессиональной ориентации младших школьников приобретает особую актуальность, поскольку в младшем школьном возрасте познавательная деятельность, определяющая развитие детей, становится ведущей и на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого ребенок может расширить свой кругозор и составить представление о мире профессий в процессе общения с учителем или родителями.
Долгие годы считалось, что знакомить детей с миром профессий нужно в старших классах общеобразовательной школы. В 1980-х годах с этой функцией справлялись УПК (учебно-производственные комбинаты), где школьники получали первые профессиональные навыки и документы по специальностям: пионервожатый, секретарь-машинист, водитель, радиоэлектронщик и др.
В последние годы установки на профориентацию школьников изменились и уверенно перешли в начальную школу. И это вполне оправдано, так как ранняя профориентация обеспечивает расширение знаний о мире профессий, повышение интереса к знаниям и миру труда, и, как следствие, по окончании школы выпускник сможет сделать осознанный выбор будущей профессии.
Цели, задачи и принципы ранней профориентации
Цели профориентации в начальной школе — формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества; развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.
Задачи:
— расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми;
— знакомство детей с различными профессиями;
— повышение мотивации к работе через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
— развитие творческих возможностей, интереса к различным профессиям.
Принципы:
— систематичность и преемственность: профориентационная деятельность не должна ограничиваться работой только со старшими учащимися начальной школы, она ведется с 1-го по 4-й класс;
— учет возрастных особенностей детей;
— дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости;
— оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
— связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех, которые детям хорошо знакомы. Чем шире представления ученика о мире профессий, тем увереннее он будет выстраивать план своей профессиональной деятельности и меньше ошибок совершит в профессиональном самоопределении.
Виды деятельности младших школьников
В качестве одного из основных средств профориентации учащихся начальных классов широко используются разновидности игр профориентационной направленности. Богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, такая игра оставляет в душе ребенка глубокий след.
Игры, связанные с профессиями людей:
— Сюжетно-ролевые игры на профессиональные сюжеты («Почта», «Магазин», «Школа», «Больница», «Стройка», «Парикмахерская» и т. д.).
— Игры, развивающие техническую смекалку, творческие способности и воображение («Я — конструктор», «Я — дизайнер», «Журналистское расследование» и т. д.).
— Игры, связанные с профессиями («Угадай профессию», «Профессия на букву ...», «Кто использует в работе ... (заданный инструмент или материал)?», «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву ..., связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией», «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа: «Какой запах (цвет) у этой профессии?», «Связана ли эта работа с общением с людьми?» и др.).
— Модификации существующих психологических игр, например, игры на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, а только на ощупь, ученики должны угадать предметы и связать их с какими-либо профессиями.
Такие игры расширяют кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работы и т. д.
К другим формам профориентационной работы в начальной школе относятся: просмотр и обсуждение видеосюжетов и книг о профессиях; встречи с людьми разных профессий; экскурсии на производства, фабрики (кондитерскую, елочных игрушек, швейную), в библиотеку, пожарную часть, подразделение МЧС и др.; оформление классного уголка и школьного стенда «В мире профессий»; классные часы «Атлас профессий», «Кем я хочу быть»; деятельность кружков; сочинения, конкурсы, защита проектов, участие в тематических сетевых проектах; профориентация в рамках учебных предметов; мастер-классы, предметные недели и месячники профориентации, конкурсы (стихов, рисунков и др.), викторины, конференции в рамках внеурочной деятельности; дополнительные занятия по интересам и др.
Обучающиеся 1—4-х классов еще далеки от выбора профессии, но правильно организованная профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учеников в старших классах.
Инновационная работа педагогов
Как правильно организовать профориентацию в начальной школе, знают учителя-экспериментаторы, работающие на инновационной площадке «Создание и апробация модели организации профориентационной деятельности в начальной школе» (научные руководители: И.И. Бондарева и Т.А. Рунова). Они умело организуют знакомство детей с миром профессий как на уроках, так и во внеурочной деятельности и воспитывают младших школьников с высокой мотивацией к профессиональному самоопределению, ориентирующихся в современном рынке труда.
Самым ярким мероприятием этого года стал региональный интернет-проект «Мир профессий глазами детей», реализованный в апреле на образовательной платформе «Сферум». Руководителем проекта явилась Наталья Кислюнина, учитель начальных классов школы № 5 Павлова. В нем приняли участие 16 команд из Нижегородской области.
Цели проекта: создание условий для ранней профориентации младших школьников, их ориентирования в мире профессий; знакомство обучающихся с различными профессиями и специальностями.
К участию в интернет-проекте были приглашены команды в составе пяти человек из 1—4-х классов под руководством классного руководителя. Основные направления проекта были связаны с изучением различных профессий.
На этапе регистрации командам предлагалось выбрать себе название, перекликающееся с какой-либо профессией.
1-й этап — визитка «Давайте познакомимся!». Здесь участникам нужно было представить свою команду в двух форматах: информационный слайд и видео.
2-й этап — рекламный буклет «Все работы хороши». На данном этапе командам-участницам предлагалось в новом для них формате представить свою профессию. Это своего рода рекламный буклет, но выполненный в технологии инфографики.
3-й этап — рекламный видеоролик «Все профессии важны — все профессии нужны». Здесь участники должны были поменяться профессиями и, познакомившись с рекламным буклетом команды-соперницы, создать свой рекламный видеоролик по выбранной профессии.
4-й этап — коллаж «В мире профессий». Это заключительный этап проекта. Участникам нужно было познакомиться с профессиями своих родителей и создать коллаж.
По результатам работы в интернет-проекте «Мир профессий глазами детей» был сформирован методический сборник, материалы которого могут использоваться педагогами на уроках и во внеурочное время при изучении темы «Профессии». Также были определены перспективы реализации данного долгосрочного проекта на ближайшие годы в рамках инновационной деятельности.
В дальнейшем участники инновационной площадки «Создание и апробация модели организации профориентационной деятельности в начальной школе» планируют расширять знания учащихся о многогранном мире профессиональной деятельности.
ПОДЕЛИТЬСЯ: