Как увлечь детей чтением?
Ирина СЛИСАРЕНКО, учитель начальных классов школы № 12 Сарова, приводит слова американского педагога Джима Трелиза: «Самый ценный подарок, который мы можем дать нашим детям, — это привычка к чтению. Это поможет им учиться самостоятельно на протяжении всей жизни».
Чтение должно быть в радость
Современные дети не такие, как двадцать лет назад. «Поколение iPad» привыкло к играм, где справился с задачей — получи награду или хорошее настроение от победы. Выбор у детей сегодня значительно шире, чем, например, в нашем детстве. Поэтому они не ходят в библиотеку, не любят читать книги. Но мы точно уверены в том, что, во-первых, без чтения нет человека, а во-вторых — чтение, как и учеба, должно быть в радость. Для этого надо включать чтение в интересную деятельность ребенка, научить его получать нужную информацию из книг.
Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями для развития интереса к чтению. Лучше всего это делать с помощью творческой деятельности.
Из личного опыта организации творческой деятельности на уроке я составила список тем по программе литературного чтения во 2-м классе и творческих заданий, с помощью которых можно создать на уроке ситуацию успеха, зажечь искру радости, приобщить к чтению книг.
Виды творческих заданий
— Особенности сказок разного вида (о животных, бытовых, волшебных).
Задание: сочинить волшебную сказку о животном (кошке или собаке).
— Сравнение стихотворений об осени на примере произведений А.А. Плещеева «Осень» и А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…».
Задание: сочинить короткое стихотворение об осени.
— Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Задание: записать в тетрадь небольшой рассказ или случай из жизни о том, как человек остался ни с чем из-за своей жадности или зависти, злобы.
— Чтение по ролям басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Задание: придумать образы героев (костюмы), выучить басню наизусть и приготовиться к ее инсценированию.
— И.М. Пивоварова «Жила-была собака...». Составление рассказа о животных.
Задание: придумать продолжение истории «Жила-была собака...».
— Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята».
Задание: придумать и записать в тетрадь текст-обращение к ребятам.
— Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».
Задание: придумать костюмы для героев, выучить слова наизусть и подготовиться к инсценированию рассказа.
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?
Задание: конкурс на лучшего рассказчика книг о животных (рекомендация), взятых в библиотеке, и смотр читательских дневников.
— Чтение по ролям сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
Задание: прочитать отрывок по ролям наизусть, инсценировать его.
— Рифма.
Задание: прочитать стихотворение с перепутанными рифмами, подчеркнуть слова, которые рифмуются; записать стихотворение, поместив рифмы на свои места.
— Загадки.
Задание: восстановить загадку, для этого определить порядок следования строк; записать загадку и отгадку.
— Небылицы.
Задание: найти в тексте небылицы; отредактировать текст, чтобы он стал правдоподобным; записать исправленный вариант.
— Пословицы.
Задание: рассмотреть иллюстрации, составить по картинкам рассказ; подобрать пословицу; объяснить, как она связана с прочитанным рассказом.
— Конкурс книжек-малышек.
Задание: сделать книжку собственными руками; написать историю о каком-либо смешном случае из жизни; нарисовать иллюстрации.
— Составить игру-кроссворд по сказке А.С. Пушкина (на выбор).
— Участие в проектной деятельности «Хочу все знать!» по теме «Игра-бродилка “Путешествие по сказкам А.С. Пушкина”».
— Участие в Серафимовских детских и юношеских чтениях.
— Участие в конкурсе чтецов, посвященном Великой Отечественной войне, с собственными стихами.
Творческая деятельность на уроке литературного чтения помогает раскрыть способности. Учащиеся активно включаются в работу и учатся мыслить креативно.
ПОДЕЛИТЬСЯ: