Проект «Сормово читающее»
Как известно, «книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце» (Уильям Теккерей). Создание положительной мотивации к читательской деятельности в условиях снижения интереса к чтению книг у взрослых и детей, формирование прочных литературных знаний и способности к эмоциональному восприятию произведений возможны, по мнению учителя-логопеда школы с углубленным изучением отдельных предметов № 85 Сормовского района Нижнего Новгорода Екатерины ЦИЛИНОЙ, при использовании современных технологий, активных методов и форм обучения.
Объединяя детей и взрослых
С 2017 года наша школа реализует образовательный проект «Сормово читающее», организаторами которого являются школьное методическое объединение учителей начальных классов и управление образования администрации Сормовского района Нижнего Новгорода.
Проект стал победителем областного конкурса проектов «Проект. Проект? Проект!» в 2024 году, был представлен на Нижегородских Рождественских образовательных чтениях в том же году. За восемь лет в проекте приняли участие свыше 300 детей и 70 педагогов.
Целями проекта являются:
— становление гражданской позиции, чувства уважения к культурному и историческому наследию нашей Родины;
— формирование интереса к изучению литературных произведений;
— совершенствование навыков работы с разными видами информации, в том числе самостоятельное создание творческих и логических заданий;
— формирование навыков создания театральных постановок;
— повышение уровня исполнительского мастерства.
Важную роль играет и установление связей с семьями учащихся, их сверстниками из других школ района, библиотеками города.
Содержание проекта традиционно связано с творчеством классиков детской литературы: Н.Н. Носова, С.В. Михалкова, В.А. Осеевой, Э.Н. Успенского, С.Я. Маршака, А.П. Гайдара и др.
Проект предполагает деятельность всех участников образовательных отношений:
— педагоги-организаторы совместно с учениками 4-х классов готовят творческие и интеллектуальные задания для команд (разнообразие направлений подготовки помогает привлечь обучающихся с учетом их интересов и возможностей, учесть индивидуальные особенности школьников);
— педагоги совместно с командами учеников 3-х классов участвуют в литературном фестивале, готовят театральные постановки, обеспечивают связь с информационными партнерами;
— родители совместно с детьми участвуют в подготовке творческих заданий;
— школьники получают возможность проверить свои силы в командной игре в рамках литературного фестиваля.
Продуктами проекта участники делятся друг с другом, что позволяет продолжить работу по формированию читательской грамотности после завершения проекта.
Празднуем славный юбилей
В 2025 году темой проекта стали слова: «И в каждой строчке память о Победе». Ребята изучали литературные произведения детских писателей, посвященные Великой Отечественной войне. Мы подобрали рассказы, которые знакомят школьников с разными ситуациями на фронте и в тылу, позволяют увидеть войну глазами детей, сельских и городских жителей, почувствовать эмоции разных людей, приближавших Победу. Выбирая произведения, мы хотели, чтобы учащиеся увидели войну с разных точек зрения.
Проект включал в себя несколько этапов.
На подготовительном этапе ученики школы-организатора принимали участие в акции «Мы говорили с мамой о войне», погружаясь в совместное чтение трогательных военных историй.
На основном этапе школьники изучали литературные произведения, составляли задания на основе прочитанного материала.
Ученики школ — участниц творческого фестиваля путем жеребьевки выбрали библиотеку, которая носит имя участника войны, узнали о его судьбе, подготовили биографические видеоматериалы о детях-партизанах, летчиках, военных корреспондентах, медиках, писателях.
Школьниками-организаторами были подготовлены состязания для литературного челленджа — музыкальные, творческие, активные двигательные, логические задания, состязания группового и индивидуального характера («Крылатые фразы полководцев», «Шифровальщики», «Боевой листок», «Партизанский дозор», «Разведчики», «На привале», «Песни Победы»). Предлагаемые материалы требовали от детей внимательного изучения произведений, способствовали формированию навыков смыслового чтения.
Например, ребята пробовали свои силы в шифровании информации с помощью сигнальных флажков (морской семафор); восстанавливали записи, испорченные огнем; определяли названия литературных произведений, ориентируясь только на звуковое сопровождение; определяли героя литературного произведения по его боевому листку; восстанавливали тексты военных песен; дополняли крылатые выражения известных полководцев и т. д.
Завершилась основная часть проекта творческим фестивалем, в рамках которого школьники представляли свои музыкально-литературные композиции по мотивам одного из произведений о войне.
На заключительном этапе информация о проведенном проекте была представлена в СМИ, осуществлялся обмен продуктами деятельности со всеми участниками проекта. Ученики поддержали международную акцию «Читаем детям о войне». К проведению этого мероприятия были привлечены ветераны, сормовичи, пережившие события войны.
Формирование литературного вкуса — приоритетная задача педагогов школы. Проект «Сормово читающее. И в каждой строчке память о Победе» не только обеспечивает интеллектуальное понимание литературных текстов, но и позволяет вызвать эмоциональный отклик на прочитанные произведения, объединяет взрослых и обучающихся для решения важных патриотических и образовательных задач.
ПОДЕЛИТЬСЯ: