Областные конкурсы как средство проявления талантов
Для чего нужны конкурсы педагогам и обучающимся? Участие в таких соревнованиях помогает осознать решаемую проблему (если одной из номинаций является проектная или исследовательская деятельность), расширить кругозор по теме, включиться в творческую работу, испытать чувство вдохновения и азарта, считают доценты кафедры начального образования НИРО Наталья ЯШИНА, кандидат педагогических наук, и Ольга ДЕДОВА, кандидат психологических наук.
Великий и могучий русский язык
С 2015 года кафедрой в рамках реализации Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации и Концепции преподавания предметной области «Родной язык» в образовательных организациях Нижегородской области на 2020—2024 гг. организуются и проводятся областные конкурсы для учителей и обучающихся начальной школы, студентов педагогических вузов и колледжей, а также родителей младших школьников. Названия конкурсов отражают ценностное отношение россиян к русскому языку как части национальной культуры нашего многонационального народа: «Я люблю свой родной язык» (2015 г.), «Родного слова глубина» (2016 г.), «Душа народа — родной язык» (2017 г.), «Язык — история народа» (2018 г.), «Книга в мир открывает двери» (2019 г.), «Язык — душа нации» (2020—2024 гг.), «Язык — наследие народа» (2025 г.).
Областной конкурс творческих работ педагогов и обучающихся начальных классов «Язык — наследие народа», посвященный 225-летию В.И. Даля, проходил с 1 марта по 30 сентября и решал следующие задачи:
— обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, как родного языка русского народа, как средства межнационального общения граждан России и других стран;
— развитие интереса младших школьников к изучению русского языка, литературы и истории отечественной культуры;
— повышение коммуникативной и социокультурной компетенций обучающихся; развитие инициативы и творческих способностей обучающихся; расширение их кругозора.
Снимаем буктрейлер
Конкурс проводился по трем номинациям и собрал 40 творческих работ педагогов.
В номинации «Изучаем творчество В.И. Даля» ученики начальных классов представили творческие работы различных форматов: буктрейлеры (короткие видеоролики, рассказывающие о какой-либо книге), исследовательские и проектные работы, видеофильмы по собственным сценариям.
Буктрейлер «Владимир Даль» по книге А. Ткаченко, выполненный Ксенией Кокуниной, ученицей 3 а класса школы № 14 с углубленным изучением отдельных предметов Балахны (руководитель Е.А. Федосеева), знакомит с интересными фактами из жизни Владимира Ивановича. Даль был необыкновенным человеком: военным моряком, врачом, натуралистом, собирателем фольклора и лексикографом. Он плавал по морям, воевал, делал сложные хирургические операции, строил мосты и много путешествовал. В.И. Даль был близко знаком с В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, являлся другом А.С. Пушкина, который по подаренному Далем сюжету сочинил «Сказку о рыбаке и рыбке». Сам Владимир Иванович написал много сказок для детей, сборник «Пословицы русского народа». Но главным трудом всей его жизни стал «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырех томах, содержащий около 200 тысяч слов, 30 тысяч пословиц и поговорок. Если выписать все слова из него столбиком в школьную тетрадь, понадобятся 450 тетрадей. Работа над словарем продолжалась 53 года, за что в 1863 году Владимир Иванович Даль получил Ломоносовскую премию Академии наук и был избран почетным академиком.
Буктрейлер Марии Просвирновой, ученицы 2 а класса Буревестниковской школы Богородского муниципального округа (руководитель Н.В. Ильина), знакомит с произведениями, написанными В.И. Далем, — сказками «Старик-годовик», «Война грибов с ягодами», «Девочка-Снегурочка», «Журавль и цапля», «Лиса и медведь» и др., сборником «Пословицы русского народа».
Сам себе режиссер и исследователь
Сергей Погорелов, ученик 3 и класса школы с углубленным изучением отдельных предметов № 183 имени Р. Алексеева Сормовского района Нижнего Новгорода (руководитель Е.В. Лебедева), стал главным героем видеофильма, где рассказал, как он постигал смысл сказки В.И. Даля «Журавль в небе не добыча».
Учащиеся 1 б класса школы № 26 Сормовского района Нижнего Новгорода (руководитель Е.В. Дорофеева) в сценке «Однажды в Простоквашино» раскрыли народную мудрость всем с детства хорошо известной пословицы «Без труда не вынешь и рыбку из труда»: чтобы чего-то добиться, нужно потрудиться!
Заслуживают внимания исследовательские работы:
— «Архаизмы в сказках В.И. Даля» (Вадим Игошин, ученик 3 а класса школы № 103 Нижегородского района Нижнего Новгорода, руководитель Е.А. Сенина);
— «Сборник В.И. Даля “Пословицы русского народа”» (Варвара Сесорова, ученица 3-го класса Лопатинской основной школы Сергачского муниципального округа, руководитель З.А. Хасянова);
— «”Пословица недаром молвится”: русские народные пословицы и их аналоги в других языках мира» (Екатерина Кравцова, ученица 3 а класса школы с углубленным изучением отдельных предметов № 85 Сормовского района Нижнего Новгорода, руководитель Е.А. Свищёва) и др.
«Язык — неисчерпаемый родник наш...»
В номинации «Знакомим детей с творчеством В.И. Даля» педагоги начальных классов представили опыт работы с младшими школьниками: проекты Недели русского языка в начальной школе; видеозаписи уроков литературного чтения; банк заданий по работе с «Толковым словарем живого великорусского языка»; «Кубик “Волшебные грани Даля”» — кейс материалов на определенную тему; буктрейлеры, презентации; технологические карты учебных и внеурочных занятий по русскому языку.
В процессе подготовки к празднованию 225-летия В.И. Даля в образовательных организациях Нижегородской области проходят интересные мероприятия, знакомящие с его жизнью и уникальной писательской деятельностью: конкурсы, викторины, квиз-игры по пословицам, загадкам, сказкам В.И. Даля, проекты «Книжка-малышка по пословицам и поговоркам В. Даля», «Пословицы о Родине, о подвиге, о славе», «Русский аналог заимствованных слов по Далю», «”Ох уж этот интернет!”: сравнение современной терминологии и старинного значения этих слов».
В номинации «Объясняем пословицы и поговорки из сборника В.И. Даля» приняли участие обучающиеся начальных классов — билингвы и инофоны из школы № 181 Канавинского района Нижнего Новгорода (руководитель Т.В. Гольдшмидт), Центра образования Сарова (руководитель Е.А. Коваль), школы с. п. Селекционная станция Кстовского муниципального округа (руководитель Л.С. Козлова). Дети-инофоны толковали значение русских пословиц и переводили их на родные языки, приводили аналоги своих пословиц по данной теме.
Столь разнообразные проявления талантов педагогов и обучающихся, столько творчества и познания, столько интересных проектов получило образовательное сообщество благодаря участию в областном конкурсе творческих работ педагогов и обучающихся начальных классов «Язык — наследие народа»!
ПОДЕЛИТЬСЯ: