«Математика – компас в океане жизни»
Воспитательный проект с таким названием был реализован заместителем директора школы № 15 Заволжья Городецкого района, учителем математики Ксенией ЯРЦЕВОЙ. Проект стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» в 2020 году.
Я — скульптор,
моя мастерская — класс,
Щеки горят, челки
отброшены...
Десятками пар ушей и глаз
Уставились на меня сейчас
Будущие эйнштейны
и ломоносовы.
Д. Левитес
Зачем нужен проект
Проект «Математика — компас в океане жизни» направлен на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности, познавательной активности, способствует успешной подготовке к государственной итоговой аттестации и выбору будущей профессии. Данный проект ориентирован на учащихся 10–11-х классов (профили обучения «Естественнонаучный» и «Социально-экономический»), работа ведется с 2015 года.
Проект был разработан для решения проблем мотивационного и содержательного характера, которые стоят перед учителем математики старшей школы.
Низкая учебная мотивация школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования, неосознанным выбором профиля обучения, несоответствием уровня знаний после окончания 9-го класса сложности содержания учебного материала на уровне среднего образования.
Не способствует повышению мотивации и выбор содержания математического образования на уровне средней школы, который остается формальным и оторванным от жизни в ситуации наличия в КИМах ЕГЭ практико-ориентированных заданий. В результате повышения уровня научности подачи материала в учебниках нарушается его преемственность между уровнями образования. Низкая эффективность учебного процесса связана с подменой обучения «натаскиванием» на экзамен.
Цели проекта — познакомить учащихся с практическим применением математических знаний в повседневной жизни, профессиональной деятельности; повысить уровень мотивации к изучению предмета и подготовить учеников к успешному прохождению ГИА и продолжению обучения в вузе.
«Где работать мне тогда, чем заниматься...»
Для определения методов решения поставленных проблем я провела анализ целевой аудитории с точки зрения ее психологических особенностей. Ранняя юность (15—18 лет) характеризуется потребностью в самоопределении, произвольным вниманием, целенаправленной и устойчивой наблюдательностью, способностью выделить в материале существенное, систематизировать его.
Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.
На фоне психологических изменений учителю достаточно грамотно построить образовательный процесс и подобрать учебный материал, отвечающий запросам самого учащегося и общества в целом.
Именно профориентация, связанная с математическим материалом, способствует осознанному и глубокому усвоению знаний, позволяет успешно решать комбинированные задачи, получить высокие баллы на ЕГЭ.
Проект «Математика — компас в океане жизни» решает не только образовательные, но и воспитательные задачи. В ходе реализации проекта удалось сформировать в учениках целеустремленность, системность в учебной деятельности, познавательный интерес к решению практических задач; обеспечить социальную адаптацию учащихся.
Профориентация — это комплекс психолого-педагогических мер, который реализуется через учебно-воспитательный процесс и внеклассную работу. Для достижения поставленной цели я использую следующие основные формы и методы профориентационной работы при изучении программных тем школьного курса математики:
— беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;
— решение различного рода задач с практическим содержанием (в том числе из банка заданий ЕГЭ);
— проектная деятельность;
— участие в олимпиадах, конкурсах;
— просмотр фрагментов фильмов, демонстрирующих применение полученных знаний.
Вся деятельность учителя по развитию математических способностей учащихся, расширению их знаний способствует решению вопроса о профессиональной ориентации. Работа эта длительная и кропотливая, и только проводя ее систематически на уроках и во внеурочное время, можно достичь каких-либо результатов.
Приведу несколько примеров из своей практики.
«Мы делили апельсин...»
Для закрепления темы «Объем шара» в 11-м классе выполняем проект «Апельсиновые объемы», сравнивая соответствие объема кожуры и мякоти реального апельсина. Данную работу я организую с помощью возможности совместного доступа облачных сервисов Google. Учителю и ученику или группе учащихся можно удаленно работать с одним документом (текстом, презентацией). Каждый подросток получает ссылку на документ-отчет по проекту, который состоит из страниц-шаблонов по числу учащихся. Шаблон содержит план работы над проектом и таблицу результатов, которую заполняет ученик дома или после уроков. Такой вид работы эффективнее, чем традиционный (оформление от руки или в распечатанном виде). Учащиеся видят работу друг друга, им не хочется отставать от одноклассников. А если у них есть вопросы по выполнению проекта, они могут просмотреть работы одноклассников в качестве примера.
Ежегодно в рамках недели математики мои ученики принимают активное участие в конкурсе для 9—11-х классов «Парад многогранников». Для участия необходимо:
— изготовить из бумаги модель многогранника;
— определить для выбранного многогранника некоторые количественные характеристики;
— оформить защиту своей работы в виде презентации, в которой указать данные исследований, разместить изображение многогранника, процесс изготовления модели.
В рамках элективного курса «Избранные разделы математики в старшей школе» один из модулей содержит экономические задачи (задание № 17 ЕГЭ). На занятиях мы разбираем типы заданий и способы их решения, используя межпредметные связи с курсом «Экономическая теория». Итогом занятий является не только подготовка к ГИА, но и соприкосновение со взрослой жизнью. Учащиеся выполняют проект расчетного характера «Вклад и кредит», который учит их рационально планировать свои расходы.
Математика формирует личность
Ученикам, имеющим ярко выраженные математические способности и желание изучать предмет на углубленном уровне, я предлагаю работу над исследовательскими проектами на темы, выходящие за рамки школьного курса. Подобная работа способствует приобщению выпускников к научным изысканиям и выбору направления профессиональной деятельности, связанной с математикой. Есть проекты — призеры конкурсов районного и всероссийского уровней.
Личностные результаты учеников мне помогает отслеживать школьный педагог-психолог. По итогам диагностик уровень мотивации достижений и познавательной активности имеет положительную динамику.
Предметные результаты отражаются в итогах единого государственного экзамена. Средний балл по математике профильного уровня значительно вырос: в 2017 году он составлял 38 баллов, в 2018-м — 41, в 2020-м — 62 (максимальный балл — 78 — получили два выпускника); по математике базового уровня средний балл также увеличился — с 4,1 в 2017 году до 4,2 в 2018-м.
Царица наук
С момента введения единого государственного экзамена его модель по математике неоднократно претерпевала изменения. Все чаще вводятся задания комбинированного плана, совмещающие в себе теорию и практику. Развиваются информационные технологии, появляются новые профессии, требующие математической подготовки высокого уровня. Именно поэтому проект «Математика — компас в океане жизни» остается актуальным и востребованным.
Цель преподавания я вижу в том, чтобы показать детям, что математика — это не скучная наука, она вокруг нас: живет и развивается вместе с нами. Нет смысла в бездумном заучивании формул и теорем, поэтому свои уроки я строю по принципу проблемного обучения: в процессе живой дискуссии учащиеся «добывают» знания сами. Это важно для меня и полезно для них.
В каждом моем выпуске есть ученики, которые осознанно связали свою жизнь с прикладной математикой. Хочется надеяться, что на моих уроках ребятам открываются новые грани прекрасной науки Математики и профессиональные горизонты.
ПОДЕЛИТЬСЯ: