Можно ли избежать типичных ошибок при выполнении заданий
Вадим КРЕМЛЯКОВ, учитель истории и обществознания Водоватовской средней школы Арзамасского района, подчеркивает, что к написанию статьи его подтолкнули итоги ЕГЭ по обществознанию в прошлом году. Результаты его учеников, можно сказать, и «очень хорошие», и «очень плохие», поэтому у педагога есть повод задуматься над этим.
Типичные ошибки моих учеников после анализа сдачи ЕГЭ были на следующие темы: налоги, финансовые институты, научное познание, истина, политическая система общества, конституционный строй, право. Я отметил невнимательное чтение заданий, например, не были дописаны все правильные ответы или вместо одного слова записывалось словосочетание и наоборот. Выпускники не смогли в заданиях второй части (№ 24, 26, 27) предоставить полностью развернутые ответы на поставленные вопросы. При написании мини-сочинения некоторые не сумели правильно выделить идею, которую затронул автор, и показать теоретические знания по выдвинутой идее; примеры приводились или из социального опыта, или из общественной жизни.
Хотелось бы остановиться на принципах успешного прохождения итоговой аттестации.
Во-первых, подробный разбор заданий и отработка их выполнения по предложенным алгоритмам. Каждое задание, вызывающее затруднение, отрабатывается с учащимися в письменной форме.
Во-вторых, отработка ответа ученика на четко поставленный вопрос. Стараюсь на каждом этапе своих уроков по обществознанию отслеживать правильность ответов на поставленные вопросы, особенно на этапе закрепления материала, рефлексии.
В-третьих, подготовка к ЕГЭ не должна находиться на одном уровне, необходимо стремление обучающихся к ее высокому уровню. В усовершенствовании умений учащегося могут помочь и учителя, и выполнение онлайн-тестов, и видеоуроки, и занятия в онлайн-школах.
В-четвертых, создание системы отработки заданий первой части. Необходимо внимательно прочитать задание и обязательно проанализировать все варианты ответа, только тогда учащийся сможет правильно ответить на поставленный вопрос. Отрабатываем вопросы, при этом комментирую правильные ответы, напоминая ученикам теоретический или фактический материал по различным темам. Можно использовать метод «исключения» при выполнении задания: исключается неверный ответ. В процессе отработки ответов можно применять и метод совместного поиска правильных ответов во вспомогательной литературе (справочники, таблицы, словари) или в учебниках. В рамках поиска учащиеся повторяют теоретический материал курса обществознания и множество сопутствующих фактов.
В-пятых, для того чтобы сдать ЕГЭ, нужны постоянная тренировка и отработка заданий, предлагаемых Федеральным институтом педагогических измерений. Стараюсь использовать на своих уроках задания из сборников ФИПИ, анализируем и разбираем сложные вопросы. Чем больше учащиеся отрабатывают предложенные задания, тем больше у них накапливается опыт, и они не испытывают затруднений во время единого государственного экзамена.
Постоянно на уроках, внеклассных занятиях, при создании проектов, тем более при подготовке к государственной итоговой аттестации, необходимо отрабатывать и фиксировать в памяти учеников основные понятия курса. Можно применять при запоминании терминов различные виды словарных работ, составление учащимися кроссвордов, кластеров, ментальных карт и другие приемы.
В-шестых, в процессе изучения курса «Обществознание» большое внимание уделяю формированию предметных и метапредметных умений. На каждом уроке можно использовать задания на сравнение каких-либо процессов в обществе. Например, на уроке обществознания в 11-м классе по теме «Экономическое развитие»: создание сравнительной таблицы «Виды экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная» с вопросами: понятие экономической системы, признаки, роль государства, собственность, ценообразование и другие.
Считаю, что можно избежать ошибок выпускников при выполнении ими заданий единого государственного экзамена при условии учета всех вышеназванных принципов для успешной сдачи итоговой аттестации.
ПОДЕЛИТЬСЯ: