Как создать эффективную управленческую команду

Несколько лет назад руководитель муниципального органа управления образованием городского округа города Чкаловска Алексей Кутейников обратился к руководству Нижегородского института развития образования и кафедре теории и практики управления образованием с предложением о сотрудничестве в разработке программы развития муниципальной системы образования. Интереснейшая задача, весьма современная и своевременная, поскольку приоритетные направления развития региональной системы образования вряд ли возможно реализовать без активного участия муниципальных управленческих команд, отмечает Светлана МАКСИМОВА, доктор философских наук, профессор кафедры теории и практики управления образованием НИРО.

 

 

Учитывая специфику

В свою очередь, деятельность каждого муниципалитета Нижегородской области обусловлена своей социально-экономической и социально-культурной ситуацией, имеет собственные специфические характеристики, отражающие особенности человеческих, материально-технических и управленческих ресурсов. Поэтому сотрудничество МОУО и кафедры по разработке муниципальной программы развития, которая учитывала бы эту специфику и одновременно обеспечивала бы высокие образовательные результаты, осуществлялось в формате инновационной деятельности.

Ни для кого сегодня не секрет, и это подтверждается многочисленными федеральными проектами в сфере образования («Современная школа», «Флагманы образования», «Вклад в будущее» и др.), что нет таких проблем в образовании, которые можно было бы решить в одиночку. Управленческие и проектные команды — ключевой ресурс в достижении плановых результатов.

С учетом этого разработка и внедрение программы обучения управленческих команд образовательных организаций, основанной на оценке и развитии эффективных управленческих навыков кооперации и командного подхода к управлению развитием образовательных систем в контексте приоритетных направлений развития муниципальной системы образования г. о. г. Чкаловск, стали ключевым направлением нашего взаимодействия.

Решая задачи

При обсуждении поставленной цели было сформулировано несколько задач:

разработка дополнительной профессиональной программы обучения и совершенствования (развития) профессиональных компетенций эффективных управленческих команд образовательных организаций муниципальной системы образования г. о. г. Чкаловск объемом 240 часов;

создание дидактических и методических материалов по сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов обучения управленческих команд с учетом их состава (школьная управленческая команда, муниципальная управленческая команда и др.);

организация обучения по дополнительной профессиональной программе управленческих команд муниципальной образовательной системы по управлению развитием в количестве не менее 30 человек;

оценка качества подготовки управленческих команд образовательных организаций муниципалитета.

Для решения таких важных задач был определен период с 2020 по 2022 год.

Участниками инновационной деятельности стали управленческие команды г. о. г. Чкаловск: управления образования и  образовательных организаций — МКОУ Чкаловская СШ № 5, МКОУ Сицкая СШ, МКОУ Соломатовская СШ.

Современные подходы

Актуальность инновационной идеи определялась:

ориентацией муниципального органа управления образованием г. о. г. Чкаловск на достижение стратегических приоритетов развития муниципальной системы образования;

потребностью образовательных систем муниципалитета в достижении эффективных результатов управления организационными изменениями;

необходимостью разработки разнообразных форм сотрудничества с партнерами, основанных на долгосрочных договорах;

возможностью обеспечить вариативность реализации дополнительной профессиональной программы и обучающих событий для построения индивидуального образовательного маршрута обучения управленческой команды ОО по управлению организационными изменениями (развитием).

А практическая значимость инновационной деятельности по предлагаемой теме обусловливалась тем, что она:

ориентирована на создание в рамках направления «Формирование целостного и эффективного образовательного пространства, основанного на принципах преемственности и взаимозависимости всех его компонентов» стратегического приоритета «Развитие человека» Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889;

обеспечивает формирование и внедрение во всех образовательных организациях муниципалитета единых технологий формирования управленческих команд;

способствует повышению эффективности управления реализуемых в муниципалитете региональных и федеральных образовательных проектов.

Итоги взаимодействия

Региональный проект практически завершен. Результаты деятельности региональной инновационной площадки были представлены на муниципальном интенсиве «Учитель. Перезагрузка», прошедшем в январе. Именно там состоялись презентации муниципальной программы развития системы образования г. о. г. Чкаловск, пяти муниципальных приоритетных проектов и нескольких школьных проектов, которые получили высокую оценку министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольги Петровой и ее команды.

На такой результат вряд ли можно было бы рассчитывать, если бы кафедра теории и практики управления образованием НИРО не проделала необходимую предварительную работу.

Уже сейчас мы можем говорить и о некоторых социальных эффектах реализации инновационной деятельности. К ним можно отнести позитивную динамику участия в проектах различного уровня проектных школьных команд г. о. г. Чкаловск, достижение плановых показателей региональных и федеральных проектов на уровне муниципалитета, определенный уровень устойчивости муниципальной системы управления образованием в условиях изменений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие команд различных уровней образования позволяет достигать значительных результатов в решении главной цели российского образования — быть конкурентоспособным в условиях неопределенности и масштабных изменений по параметрам качества и доступности образования.

 

«Школа» № 3, март 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN