Как создать эффективную управленческую команду
Несколько лет назад руководитель муниципального органа управления образованием городского округа города Чкаловска Алексей Кутейников обратился к руководству Нижегородского института развития образования и кафедре теории и практики управления образованием с предложением о сотрудничестве в разработке программы развития муниципальной системы образования. Интереснейшая задача, весьма современная и своевременная, поскольку приоритетные направления развития региональной системы образования вряд ли возможно реализовать без активного участия муниципальных управленческих команд, отмечает Светлана МАКСИМОВА, доктор философских наук, профессор кафедры теории и практики управления образованием НИРО.
Учитывая специфику
В свою очередь, деятельность каждого муниципалитета Нижегородской области обусловлена своей социально-экономической и социально-культурной ситуацией, имеет собственные специфические характеристики, отражающие особенности человеческих, материально-технических и управленческих ресурсов. Поэтому сотрудничество МОУО и кафедры по разработке муниципальной программы развития, которая учитывала бы эту специфику и одновременно обеспечивала бы высокие образовательные результаты, осуществлялось в формате инновационной деятельности.
Ни для кого сегодня не секрет, и это подтверждается многочисленными федеральными проектами в сфере образования («Современная школа», «Флагманы образования», «Вклад в будущее» и др.), что нет таких проблем в образовании, которые можно было бы решить в одиночку. Управленческие и проектные команды — ключевой ресурс в достижении плановых результатов.
С учетом этого разработка и внедрение программы обучения управленческих команд образовательных организаций, основанной на оценке и развитии эффективных управленческих навыков кооперации и командного подхода к управлению развитием образовательных систем в контексте приоритетных направлений развития муниципальной системы образования г. о. г. Чкаловск, стали ключевым направлением нашего взаимодействия.
Решая задачи
При обсуждении поставленной цели было сформулировано несколько задач:
— разработка дополнительной профессиональной программы обучения и совершенствования (развития) профессиональных компетенций эффективных управленческих команд образовательных организаций муниципальной системы образования г. о. г. Чкаловск объемом 240 часов;
— создание дидактических и методических материалов по сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов обучения управленческих команд с учетом их состава (школьная управленческая команда, муниципальная управленческая команда и др.);
— организация обучения по дополнительной профессиональной программе управленческих команд муниципальной образовательной системы по управлению развитием в количестве не менее 30 человек;
— оценка качества подготовки управленческих команд образовательных организаций муниципалитета.
Для решения таких важных задач был определен период с 2020 по 2022 год.
Участниками инновационной деятельности стали управленческие команды г. о. г. Чкаловск: управления образования и образовательных организаций — МКОУ Чкаловская СШ № 5, МКОУ Сицкая СШ, МКОУ Соломатовская СШ.
Современные подходы
Актуальность инновационной идеи определялась:
— ориентацией муниципального органа управления образованием г. о. г. Чкаловск на достижение стратегических приоритетов развития муниципальной системы образования;
— потребностью образовательных систем муниципалитета в достижении эффективных результатов управления организационными изменениями;
— необходимостью разработки разнообразных форм сотрудничества с партнерами, основанных на долгосрочных договорах;
— возможностью обеспечить вариативность реализации дополнительной профессиональной программы и обучающих событий для построения индивидуального образовательного маршрута обучения управленческой команды ОО по управлению организационными изменениями (развитием).
А практическая значимость инновационной деятельности по предлагаемой теме обусловливалась тем, что она:
— ориентирована на создание в рамках направления «Формирование целостного и эффективного образовательного пространства, основанного на принципах преемственности и взаимозависимости всех его компонентов» стратегического приоритета «Развитие человека» Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889;
— обеспечивает формирование и внедрение во всех образовательных организациях муниципалитета единых технологий формирования управленческих команд;
— способствует повышению эффективности управления реализуемых в муниципалитете региональных и федеральных образовательных проектов.
Итоги взаимодействия
Региональный проект практически завершен. Результаты деятельности региональной инновационной площадки были представлены на муниципальном интенсиве «Учитель. Перезагрузка», прошедшем в январе. Именно там состоялись презентации муниципальной программы развития системы образования г. о. г. Чкаловск, пяти муниципальных приоритетных проектов и нескольких школьных проектов, которые получили высокую оценку министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольги Петровой и ее команды.
На такой результат вряд ли можно было бы рассчитывать, если бы кафедра теории и практики управления образованием НИРО не проделала необходимую предварительную работу.
Уже сейчас мы можем говорить и о некоторых социальных эффектах реализации инновационной деятельности. К ним можно отнести позитивную динамику участия в проектах различного уровня проектных школьных команд г. о. г. Чкаловск, достижение плановых показателей региональных и федеральных проектов на уровне муниципалитета, определенный уровень устойчивости муниципальной системы управления образованием в условиях изменений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие команд различных уровней образования позволяет достигать значительных результатов в решении главной цели российского образования — быть конкурентоспособным в условиях неопределенности и масштабных изменений по параметрам качества и доступности образования.
ПОДЕЛИТЬСЯ: