Проект «Равные права — равные возможности»
Муниципальный куратор проекта: М.Д. СОЛОМАТИНА, главный специалист управления образования администрации г. о. г. Чкаловск.
Обеспечение реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обос-новываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвали-дов в Российской Федерации»,
от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Помимо этого, важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогиче-ского консультирования — деятельности системы ПМПК и консилиумов образовательных организаций (ППк).
Проект направлен на создание системы комплексного сопровождения и реабилитации детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей в г. о. г. Чкаловск и позволяет оказывать всестороннюю поддержку как детям, так и их родителям, нуждающимся в различных видах помощи, в рамках реализации программы развития системы образования г. о. г. Чкаловск до 2024 года.
Частью этого проекта должен стать подпроект «Школа родителей», разработанный и реализованный на уровне образовательных организаций.
В основе подпроекта лежат, с одной стороны, обязательства образовательных организаций по обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в условиях инклюзивного образования и, с другой стороны, — проблемы, которые сложились в системе образования нашего округа, такие как:
— увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями разных нозологических групп;
— потребность в специали-стах психолого-педагогического сопровождения, особенно в сельских образовательных организациях;
— отсутствие единых подходов и методик при диагностировании детей;
— отсутствие психолого-педагогических консилиумов в ряде организаций;
— потребность в развитии сетевого взаимодействия между организациями по психолого-педагогической коррекции нуждающихся детей;
— неумение, а иногда и нежелание педагогов работать с детьми с особыми образовательными потребностями;
— недостаточное применение методов и приемов обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования;
— низкий уровень родительской грамотности, отсутствие веры в своих детей или гиперопека, которые не позволяют детям развиваться в пределах своих возможностей.
В результате мониторинга реализации адаптированных образовательных программ за прош-лый учебный год выявлено, что не во всех образовательных организациях адаптированные прог-раммы выполнены в полном объе-ме и проведен анализ получен-ных образовательных данных. В большинстве образовательных организаций не составлены рекомендации по корректировке адаптированных образовательных программ на следующий учебный год.
В связи с этим возникла необходимость обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития как комплекс (систему) психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагогов и специали-стов сопровождения.
Целью проекта является повышение уровня психолого-педагогической готовности педагогов
и родителей в процессе сопровождения детей с особенностями развития в общеобразовательных организациях городского округа в условиях инклюзивного образования.
Задачи проекта:
— повысить уровень психолого-педагогической готовности специалистов по сопровождению детей с особенностями развития в общеобразовательных организациях городского округа:
— организовать функционирование психолого-педагогических консилиумов во всех общеобразовательных организациях округа;
— обеспечить специалистами психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями развития все общеобразовательные организации;
— обеспечить использование единых методик диагностики специалистами психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми с особенностями раз-вития;
— повысить уровень психолого-педагогической готовности педагогов в обучении детей с особенностями развития в общеобразовательных организациях городского округа:
— диагностировать понимание и применение педагогами в учебной деятельности методик обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— обучить педагогов новым методикам обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— повысить уровень психолого-педагогической готовности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания детей с особенностями развития, обучающихся в общеобразовательных организациях городского округа:
— диагностировать родителей для определения проблемных вопросов в воспитании и обучении детей с особенностями развития в семье;
— организовать работу сообщества «Школа родителей» в общеобразовательных организациях, обучающих детей с особенностями развития;
— создать «горячую линию» по вопросам обучения детей с особенностями развития.
В рамках проекта преду-смотрены организация работы психолого-педагогических консилиумов, составление перечня единых методик диагностики детей с особенностями развития для специалистов психолого-педагогического сопровождения, обучение учителей в образовательных центрах эффективным методикам с учетом выявленных дефицитов, выпуск сборника статей педагогов с описанием используемых методов и приемов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Для родителей предполагаются анкетирование по выявлению дефицитов в вопросах воспитания и обучения детей, подготовка и распространение для них адресных рекомендаций, проведение тренинга.
В результате реализации проекта планируется:
— получить равный доступ к образованию обучающихся с особыми образовательными потребностями;
— обеспечить приобретение образовательного и социального опыта детьми с особенно-стями развития вместе со сверстниками;
— сформировать навыки эффективной коммуникации со сверст-никами у детей с особыми образовательными потребностями;
— увеличить число педагогов, использующих образовательные практики обучения детей с особыми образовательными потребностями;
— увеличить число родителей, ориентированных на сотрудничество в вопросах образования и воспитания, комплексной социализации детей с особыми образовательными потребностями;
— сформировать положительный имидж образовательных организаций округа.
ПОДЕЛИТЬСЯ: