Музейная педагогика в ознакомлении с родным краем
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной деятельности, рассуждают Анастасия ИЛЮШЕЧКИНА и Светлана ДЕСЯТОВА, воспитатели детского сада № 17 «Ягодка» Кстова.
«Где ты появился на свет…»
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине — месту, где человек родился.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Знакомство детей с Родиной мы начинаем с родного города, его достопримечательностей; ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Для более успешного развития дошкольников при знакомстве с родным городом мы создаем игры-презентации, фотоальбом «Мой город», лэпбук «Город Кстово», посещаем историко-краеведческий музей г. Кстово, Кстовский центр народной культуры «Берегиня» совместно с родителями.
Без частностей нет общего
Планируя свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию до-школьников, мы учитываем следующее.
— Естественное «вхождение» ознакомления дошкольников с родным городом в целостный образовательный процесс, строящийся на основе определенных доминирующих целей образовательной программы.
— Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому — культурно-историческим фактам.
— Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения дошкольников к социальной действительности. Повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и является необходимым условием развития его субъектности.
— Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог дошкольника с культурным наследием прошлого и настоящего.
— Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, то есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. д.).
— Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.
— Организация работы с родителями, направленная на то, что их знания и любовь к родному городу должны передаваться детям.
Пойдем в музей!
В ходе знакомства с историей родного города, края был реализован проект «Край ты мой родной», в рамках которого родителям вместе с детьми рекомендовали посетить Нижегородский кремль, музей народного творчества. Тем семьям, которые не смогли по ряду причин выехать на данные экскурсии, была предложена виртуальная экскурсия по музею истории художественных промыслов Нижегородской области — филиалу НГИАМЗ (https://ngiamz.ru/virtualnaya-ekskursiya-muzej-istorii-khudozhestvennykh...). Родители и дети по несколько раз посещали виртуальные музеи, и, приходя в детский сад, воспитанники обменивались своими впечатлениями.
При посещении Кстовского центра народной культуры «Берегиня» дети с родителями имели возможность ознакомиться с историей создания росписей, с их элементами. Многие родители в рамках посещения данного центра записали детей в кружки по рисованию, тестопластике, валянию и т. д.
В Кстовском историко-краеведческом музее по крупицам воссоздается история города и района. Вниманию посетителей предлагаются как постоянные экспозиции, демонстрирующие основные вехи становления родного края, так и временные выставки, посвященные знаменательным и актуальным событиям. Многие родители, живя всю жизнь в родном городе, даже и не знали про данный музей.
Играя, узнаем новое
Особое место в работе с дошкольниками отводится развивающим и обучающим играм, в ходе которых дети с легкостью усваивают материал разного уровня сложности, таким как «Прошлое предметов», «Что перепутал художник», «Собери целое из частей», «История цивилизации», «Родной свой край люби и знай», «Узнай по описанию (достопримечательные места родного города и края)» и т. д.
В ходе реализации проекта «Край ты мой родной» с воспитанниками были проведены сюжетные игры (например, «Путешествие по реке времени в прошлое Нижнего Новгорода, Кстова», «Путешествие по карте» и др.), беседы по темам «Архитектурные памятники города», «Архитектурные стили города», «Наша улица в будущем», «Улицы города в старых и новых фотографиях», «Скульптуры, которые украшают наш город» и др. Вместе с детьми мы составляем загадки о достопримечательных местах улиц города, описательные рассказы о людях, предметах, природе родного края, повествовательные рассказы «Мой город не похож на другие города», «Мое любимое место в городе», «Я — кстовчанин», встречаемся с интересными людьми (экскурсоводами, музейными работниками, библиотекарями, артистами, спортсменами и др.), обсуждаем социальную значимость деятельности людей прошлого и настоящего (по литературным произведениям исторического содержания) и т. п.
Подключаем к совместному обучению и ознакомлению детей с краем, где они родились, и родителей воспитанников. Родителям предлагаем посетить отдаленные улицы города, рассказать детям о его достопримечательностях, о жизни и профессиональной деятельности людей в городе и т. п. В помощь родителям разработаны консультации для разных возрастных групп, в группах проводим индивидуальные беседы, интеллектуальные игры, КВН «А у нас во дворе», «Город мой Кстово…» и др., конкурсы макетов «Достопримечательности родного города», «Кстово — город будущего», в группе оформлен информационный уголок «Родной свой край люби и знай».
Таким образом, построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
ПОДЕЛИТЬСЯ: