Природа родного края — фундамент экологической культуры дошкольника

Познание окружающего мира — сложный и длительный процесс: необходимо постепенно расширять знания детей, начиная с близкого и доступного для понимания и познания дошкольникам материала — родного края. Мы должны создать такие условия, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности. И чем разнообразнее и интереснее будут формы и методы работы воспитатель детского сада № 11 Павлова.

 

 

Среда определяет всё

Знакомство с природой родного края мы начали с создания развивающей среды группы, так как она является важным компонентом развития ребенка.

В центрах группы появились иллюстрации, альбомы с природой родного края, заповедниками, дидактические игры: «С какого дерева лист, плод?», «Четвертый лишний». Были созданы дидактическое пособие «Путешествие по карте: Павловский район» с набором карточек к нему, макеты: животные нашего края, насекомые, ландшафты (луг, лес и др.). Мы разработали познавательные задания, ребусы: «Редкие животные и растения Павловского края», кроссворды, мнемотаблицы; изготовили лэпбуки «Мир растений», «Животные нашего края», «Птицы» и др.; подобрали стихи, рассказы, загадки, видеофрагменты о Павловском районе. Интерактивную среду группы пополнили презентациями и интерактивными играми «Четвертый лишний», «Сложи пазл “Редкие животные”».

Юные натуралисты

Наблюдения на прогулке, экскурсии выходного дня, составление экологических сказок и рассказов, проведение экспериментов позволили ребятам узнать о характерных особенностях строения растений, местах их произрастания, факторах, кардинально влияющих на жизнь представителей местной флоры (жаркое лето, сильные морозы, вырубка деревьев).

В усвоении названий деревьев, кустарников и лекарственных трав, их характерных особенностей помог гербарий, которые мы создали и периодически пополняли вместе с детьми. Никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел и засушил.

Совместно с воспитанниками мы создали красную книгу родного края, благодаря которой малыши познакомились с редкими и исчезающими видами растительного и животного мира.

Реализованный нами проект «Мы растим урожай сами!» предоставил детям возможность стать агрономами и самостоятельно вырастить урожай. Дошкольники ощутили, что от их действий зависит, насколько хорошо себя будет чувствовать растение: вырастет оно и принесет урожай или от неправильного ухода погибнет. Организация трудовой деятельности в уголке природы (полив растений, протирание пыли, посадка лука и др.), в цветнике, на огороде сформировала у малышей навыки ухода и ответственного отношения к своим обязанностям. А совместная работа объединила общими эмоциональными переживаниями, что способствовало становлению детского коллектива.

Наши пернатые друзья

Умение видеть прекрасное в природе — первое условие воспитания любви к родному краю. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающим миром. В ходе просмотра презентаций, организации игр, различных бесед и обсуждений, познавательных викторин и развлечений ребята узнавали об образе жизни, повадках, питании, местах обитания животных и птиц нашей местности.

Наблюдая за птицами прогулке, дошкольники научились распознавать наиболее распространенные виды, узнали, где их можно встретить, стали прослеживать взаимосвязь между изменениями в природе и жизнью пернатых.

Для проведения исследовательской деятельности «Что любят есть птицы» при помощи родителей мы вместе с малышами изготовили кормушки и развесили их на участке для прогулок. Проводя наблюдение за «птичьей столовой», усвоили простые правила: в кормушках всегда должен быть корм, его не должен засыпать снег. Дети взяли за правило, что хлебные крошки нужно не выбрасывать, а подсушивать как корм.

Маленькие экологи

Рассматривание альбомов «Заповедники России», «Редкие животные», беседа с просмотром презентации «Заповедники», интерактивная игра «Сложи пазл “Редкие животные”», организация сюжетно-ролевых и режиссерских игр сформировали у дошкольников представления о заповедных местах, о важности бережного отношения ко всему живому на планете.

КВН «Знатоки природы: что я знаю о животных», «Знатоки птиц», игра «Что? Где? Когда?» позволили ребятам проверить и уточнить полученные знания и понять, что разоренные птичьи гнезда, не затушенные костры и оставленный в лесу мусор приводят к быстрому сокращению многих видов животных, птиц и растений. Квест-игра «Эколята-дошколята» помогла узнать, как надо заботиться о природе. На праздниках весны и русской березки дошкольники познакомились с традициями; через конкурсы частушек, стихов прикоснулись к народному искусству.

Акции «Зеленая весна», «Покормим птиц зимой», «Мы за чистый город» послужили хорошей экологической пропагандой, воспитывающей у детей любовь к природе и желание оберегать ее.

Формирование у дошкольников экологических представлений через ознакомление с природой способствовало обогащению знаний о видовом многообразии животных и растений малой родины, становлению стремления заботиться о природе и помогать в этом взрослым.

 

Школа № 2, февраль 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN