Формирование семейных ценностей у детей младшего ввозраста

В статье 18 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детстве». Семья и детский сад — два важных института социализации детей. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи направлено на совместное воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, считает Елена БЕЛОВА, старший воспитатель детского сада №132 Дзержинска.

 

 

Ничто не заменит семью

В ФГОС ДО большое внимание уделяется работе воспитателя с родителями. Он рекомендует видеть друг в друге полноправных партнеров, сотрудников. Однако в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью перекладывают на воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. В то же время детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции.

Только при обоюдном сотрудничестве ребенок будет знать родственные связи, чтить историю своей семьи, уважительно относиться к родным и помогать им в различных ситуациях.

Жизнь как в сказке

При первой организационной встрече с родителями им было предложено разработать принципы взаимодействия.
В результате они расшифровали каждую букву названия группы — «Сказка». Выбраны такие принципы: сотрудничество, креативность, активность, здоровьесбережение, коммуникативность, артистичность.

Я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.
В качестве традиционных применяю концерты, праздники, информационные стенды, выставки семейных работ и др. Однако хотелось бы акцентировать внимание на нетрадиционных технологиях.

Для сплочения родительского коллектива я использовала метод межгруппового общения. В любой сказке есть свои теремки. В каждом теремке может жить по несколько героев. Таким образом, семьи воспитанников я поделила на пять теремков, в которых общаются по пять-шесть семей. Списки семей внутри теремков меняются каждые три месяца. Каждому теремку один-два раза в месяц выдается конкурсное задание. Тем самым родители начинают взаимодействовать друг с другом, а в последующем со всем классным коллективом.

Интересные проекты и игры

Все чаще в нашей группе я стала применять проектную деятельность. Так, по инициативе большинства ребят был подготовлен проект «Мы — мамины капельки».
В нем участвовали воспитатель, дети и большинство родителей. В проект входила подготовка поздравительных открыток для мам, мною была создана библиотека-передвижка «Все о мамах», родители разработали лэпбук «Нет роднее дружка, чем родная матушка». А в конце состоялся семейный досуг с детским флешмобом «Мама, я тебя люблю, сердце я тебе
дарю
».

Также малышей и их родителей заинтересовали новогодние елочные игрушки после того, как одна из семей принесла для украшения группы елочную игрушку своих бабушки и дедушки. Так родилась идея проекта «Праздник из прошлого в настоящее». Многие семьи принесли старые елочные игрушки и открытки, сформировав таким образом мини-музей, а кроме того, фотоальбомы, через которые обменялись традициями празднования Нового года.

Мною были подготовлены дидактические игры и библиотека-передвижка о любимом зимнем празднике. Родителями оставили положительные отзывы о мероприятии.

Одной из нетрадиционных форм нашего взаимодействия в последнее время является квест-игра. Ее суть заключается в выполнении заданий по станциям. Таким увлекательным мероприятием было празднование 23 февраля. Квест-
игра «Есть такая профессия — Родину защищать» сплотила пап и детей. Они сопереживали друг другу при выполнении тех или иных заданий, радовались успешному завершению очередного этапа. Вместе отгадывали загадки, преодолевали полосу препятствий, варили суп, отвечали на вопросы. Это помогло ребятам увидеть не просто пап, а настоящих защитников своей Родины.

«Неразлучные друзья —
взрослые и дети»

Многолетняя практика убеждает
в том, что «пассивные» методы не эффективны, поэтому в моей воспитательной модели используется такая форма работы, как родительский клуб «Наша дружная семья». Он представляет собой добровольное объединение воспитателя, родителей (законных представителей) и детей, совместно участвующих в разнообразных мероприятиях, направленных на эффективное воспитание семейных ценностей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.

Родительский клуб имеет положение, ежегодно составляется план работы.
В ее содержании тема семьи прослеживается от начала и до конца: по вектору от общих представлений о семье, родственных связях, роли ребенка в семье, семейных традиций до взаимоотношений в семье и различных видов деятельности в ней. Все запланированные мероприятия проходят в досуговой форме. По признанию родителей, это лучшее времяпрепровождение для того, чтобы побыть и поиграть с малышом. Кроме этого родители устраивают для детей театрализованные представления, поют с ними, зимой создают снежные фигуры, весной сажают деревья.

При наблюдении за воспитанниками положительным моментом явилось то, что большинство ребят перестали проявлять эмоциональную неуравновешенность во взаимоотношениях с близкими, а большинство родителей стараются всегда или часто участвовать в жизни малышей в детском саду.

 

Школа № 2, февраль 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN