Большие и маленькие наставники

Тема наставничества важна не только для взрослых, но и во взаимодействии детей в разных сферах деятельности. Одним из средств, способствующих позитивной социализации, является организация наставничества между воспитанниками разных возрастных групп в дошкольной образовательной организации, считают Ольга ВОЛКОВА и Елена СЕЛЯХ, воспитатели детского сада № 99 Сормовского района Нижнего Новгорода.

 

 

Быть примером для другого

Форма наставничества «ребенок — ребенок» актуальна в образовательном и воспитательном процессах, но эта модель невозможна и без формы «воспитатель — ребенок». Поэтому необходимо формировать у детей знания, умения и навыки, а также личностные качества, необходимые наставнику. Поставленные задачи реализуются через разные формы детской деятельности: беседы, трудовые поручения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, тренинги и др.

Форма наставничества «ребенок — ребенок» предполагает взаимодействие воспитанников образовательной организации, при которой один из детей находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.

Целями такой формы наставничества являются разносторонняя поддержка наставляемого, посильная физическая и временная помощь в адаптации к новым условиям. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым — содействие в улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитии знаний умений и навыков в разных образовательных сферах.

Наши юные помощники

Поэтому для старшей группы общеразвивающей направленности нами был создан проект «Помощники», разрабатывая который, мы планировали наставничество педагогов, старших ребят над детьми из младших групп. Данная форма наставничества обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом. Проект нацелен не только на обогащение знаний младших дошкольников, но и на восприятие старших дошкольников самих себя. Ведь позиция старшего, знающего и умеющего больше и применяющего полученные знания для того, чтобы сделать что-то полезное и приятное тем, кто этого сам пока не может сделать, существенно влияет на представление старших ребят о самом себе. Это мотивирует их приобретать больше полезных знаний, чтобы поделиться ими с малышами; а малышам, в свою очередь, стремиться к знаниям, умениям и опыту старших.

Наставничество является добровольным, дети сами принимают решение об этом и предлагают свою помощь.

Наши «помощники» наставляли малышей в различных видах детской деятельности: умывание, прием пищи, подготовка к занятиям, одевание, раздевание, организация досуговой деятельности (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, инсценировки сказок), проведение праздников и мероприятий. Эффективность этой работы особенно проявляется в период адаптации младших дошкольников к условиям детского сада: старшие дошкольники инсценировали для малышей любимые сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и др.; показывали мастер-классы «Наденем рубашку на куклу Наташу», «Покормим нашу Таню», «Мы помогаем, игрушки собираем».

Большая и, на наш взгляд, важнейшая часть работы по проекту «Помощники» происходила на прогулке. Здесь ключевое внимание уделялось формированию основ безопасности. Известно, что наибольшее количество травм происходит именно во время прогулок. Здесь старшие дети выступали в роли наставников во время организации подвижных игр, экскурсий вокруг детского сада, опытно-экспериментальной деятельности с песком, водой, снегом. Малыши, глядя на старших ребят, посильно участвовали в трудовой деятельности (сбор сухих листьев, подметание дорожек и пр.). В весенний период в рамках проекта воспитанники высаживали цветы в клумбы, ухаживали за ними и любовались результатом своей работы.

Наставником может стать любой!

При реализации проекта «Помощники» мы придерживались строгих правил:

— Общение детей организуется не чаще чем два-три раза в неделю продолжительностью по 25—30 минут.

— Взаимодействие должно вызывать только положительные эмоции у обеих сторон.

— Общение старших детей с малышами проходит исключительно на добровольной основе и с согласия родителей (законных представителей).

— Данная работа проводится под строгим контролем педагога-психолога во избежание психологических травм обеих сторон и воспитателей.

Как показала данная практика, опыт взаимодействия детей младшего и старшего возраста не только способствовал их успешной социализации, но и помогал развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становилось более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимали свою значимость, что способствовало формированию у них позиции взрослого, снимало тревожность, ребята становились более внимательными и ответственными, приобретали школьную готовность.

 

Школа № 2, февраль 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN