«Настроение моего дня»
Дошкольное детство — особенно важный и ответственный промежуток времени в психологическом развитии малыша. Этот период характеризуется становлением фундамента личности, формированием представлений о возможностях своего организма и о взаимоотношениях с окружающим миром. В данном возрасте накапливается эмоциональный опыт, а пережитые эмоции трансформируются в черты характера, отмечает педагог-психолог Починковского детского сада № 8 Марина ГУСЕВА.
Владеть эмоциями
В наше время сложилась тенденция к тому, что забота о познавательном развитии дошкольника и акцент на физическом развитии отодвигают на задний план важный аспект его жизни — эмоционально-личностное развитие, которое тесно связано с психологическим и социальным благополучием. Все чаще у детей выявляются недостаточно сформированные умения показать и описать свое эмоциональное состояние, вследствие чего появляются личностные проблемы, перерастающие в тревожное состояние, гиперактивность, излишнюю застенчивость, проявление агрессии. Ребенок может не справиться со всеми этими чувствами и замкнуться в себе, в своих переживаниях.
Залогом адекватного поведения, хороших отношений со сверстниками, учителями и родителями является положительное эмоциональное развитие. Еще будучи совсем маленьким, дошкольник начинает эмоционально оценивать разные жизненные ситуации, давать им положительную или отрицательную оценку. При переживании всех сопутствующих эмоций у детей формируется система ценностей.
Умения владеть своими чувствами и эмоциями, справляться с неблагоприятными психическими состояниями в трудных ситуациях помогут в дальнейшем легко адаптироваться в незнакомом месте и новом коллективе, а также почувствовать себя уверенным, независимым, свободным от социальных страхов.
Эмпатия для жизни
В жизни ребенка непременно должны царить положительные эмоции как первооснова его нормального психического развития. Самые сильные и стойкие эмоции проявляются в настроении. Настроение — это наше внутреннее, душевное состояние. Оно зависит от того, какие чувства и эмоции мы переживаем.
В нашем детском саду воспитатели совместно с педагогом-психологом заботятся об эмоциональном развитии и состоянии воспитанников, а на просмотрах открытых занятий делятся опытом формирования положительной психологической обстановки в группах. Примером такого опыта стало игровое занятие с детьми из средней группы на тему «Настроение моего дня», целями которого были развитие эмоциональной сферы у дошкольников, приобретение ими умения распознавать свое настроение и настроение других, становление эмпатии.
В начале занятия, для повышения мотивационной активности и создания эмоционально-положительного настроя, проводился ритуал приветствия «Здравствуй, друг!». Малыши рассказали, какое у них бывает настроение, а с помощью мимической гимнастики показали, как можно узнать, какое настроение бывает у окружающих. С помощью интересного, но простого опыта ребята смогли увидеть, что настроение может быть чистым и спокойным, как вода в стакане; если происходит какое-то радостное событие, то блестящим и искрящимся, как блестки, помещенные в воду; или хмурым и темным, как мутная вода, если произошло какое-то неприятное событие.
Поможем медвежонку
Получив письмо от медвежонка Умки, живущего на далеком Севере, воспитанники выяснили, что у него бывает разное настроение, но чаще всего он грустит, а что делать, чтобы изменить свое настроение, не знает. Дошкольники приняли решение помочь медвежонку и отправились на далекий Север. Попасть туда им помог волшебный Огонь добра.
Дети рассказали медвежонку, что можно предпринять, чтобы поднять настроение. Например, делать добрые дела, дарить подарки, позаниматься с котиком, посмотреть по телевизору увлекательный мультик, поиграть в любимую игру, спеть веселую песенку, послушать приятную музыку.
Участвуя в игре «Мы тоже!», ребята научились делиться своими чувствами друг с другом. В ходе занятия малыши поняли, почему медвежонок Умка часто бывает грустным — у него на далеком Севере нет друзей. Воспитанники решили подарить ему друзей, таких же медвежат, как и он. При помощи нетрадиционной техники рисования манкой дошкольники одели друзей медвежонка в теплые шубки и познакомили их с Умкой. Настроение грустного медвежонка поменялось, стало радостным и веселым.
Одним из ключевых моментов занятия было использование элементов сказкотерапии, так как дети любят сказки и легче воспринимают материал, полученный в такой форме. Ребята сопереживали герою, помогали ему и получили удовлетворение от работы — сами подняли себе настроение от выполненных заданий. После такого увлекательного приключения, при помощи волшебного Огня добра, воспитанники вернулись в группу довольные и получили сладкие подарки от медвежонка.
ПОДЕЛИТЬСЯ: