«Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Развитие творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста — одна из главных задач современного дошкольного образования. Ольга ПОПОВА и Светлана ВОРОБЬЕВА, воспитатели детского сада № 47 «Ладушки» Заволжья Городецкого района, разделяют точку зрения ученых, считающих, что каждый ребенок изначально обладает творческим потенциалом, который раскрывается в процессе воспитания и социализации.

 

 

Развитие детей в продуктивной деятельности

Художественно-творческая деятельность рождает у малыша чувство сопричастности миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение, развитие умения доступными средствами самостоятельно создавать новое, красивое, неповторимое, оригинальное. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становятся не столько целью, сколько способом познания мира и средством как глубокого эмоционального выражения чувств самого юного созидателя, так и постижения замыслов авторов изучаемых им различных художественных произведений.

В продуктивной деятельности осуществляется интенсивное познавательное развитие. У ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предмета, развиваются способности всматриваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличающее их друг от друга, быть внимательным.

Первоначально осваиваются орудийные действия с изобразительным материалом. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: ребенок учится чувствовать темп, размах, ритм, направление движений, у него появляется ощущение характера изобразительного материала. Все это требует и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, малыш познает их, у него формируются первые представления. К старшему дошкольному возрасту дети осваивают наиболее рациональные способы восприятия предметов разного типа: как смотреть на деревья, дома и т. д., то есть обобщенные способы восприятия и на этой основе экономные способы познания любого предмета. Все это свидетельствует о колоссальных возможностях не только сенсорного, но и умственного развития дошкольников в условиях занятий продуктивной деятельностью.

Художественно-изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, лепить, конструировать и т. д., сколько для развития наблюдательности, эстетического восприятия, художественного вкуса, а самое главное — творческих способностей дошкольника.

Дети с развитым воображением более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Таким образом, дошкольный возраст — самый благоприятный период для развития творческого начала, и каждый малыш может с нашей поддержкой ощутить радость преодоления преград и открытия.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе

При моделировании предметно-развивающей среды мы стремились создать условия для взаимодействия, сотрудничества детей.

В группе была оформлена «стена творчества» с «секретными» вагончиками (наша группа называется «Паровозик»), дверцы которых по желанию любого ребенка могут открыться и превратиться в удобное место для творчества. Они оборудованы таким образом, что воспитанники имеют возможность использовать в продуктивной деятельности разные виды средств и материалов: картон, пластик, плиточную основу, бумагу разного формата и фактуры, книжки-раскраски и трафареты; широко представлены мелки — пастельные и восковые, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин и т. д.

Стимулом для творческой деятельности является Веселый карандаш, который своим задорным видом побуждает детей выражать мысли, чувства, настроение, отражать окружающую действительность в своих «полотнах». В наших «секретных» ящичках имеется самый разнообразный материал: зубные щетки; печати из пробки; ластики; трубочки для коктейлей; крышки для изготовления трафаретов; кусочки поролона, пенопласта; ватные палочки; тычки разной формы; шишки. На «стене творчества» размещаются репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства, наборы художественных открыток, иллюстраций.

Также мы изготовили схемы-подсказки (например, как правильно держать карандаш, кисть; схемы для рисования простейших предметов с применением в основе геометрических фигур).

Для полного развития творческих способностей детей мало использовать только продуктивные виды деятельности. В своей группе мы создали речевой центр, в котором находится разнообразный, интересный, красочный дидактический материал: на уточнение качеств предметов и явлений, на формирование обобщающих понятий, на сравнение; картинки, изображающие эмоции; картинки-перевертыши на многозначные слова; игры на уточнение понятий; игры на развитие речевого дыхания, звукопроизношения, слухового восприятия и совершенствования фонетического слуха, а также словесного творчества («Чудо-дерево», «Волшебное слов» и т. д.).

Для развития воображения и творческого рассказывания у нас есть серии сюжетных картинок, мнемодорожки по знакомым сказкам, по результатам наблюдения в природе и картинки для активизации личного опыта детей; различные варианты художественных моделей рассказов.

Вся предметно-развивающая среда группы служит развитию художественно-творческих способностей дошкольников. Это музыкально-театральный и математический уголки, уголок природы и индивидуально-игровые уголки для конструктивной деятельности.

Воспитание творческой активности детей — огромный и долгий педагогический труд, который не может быть прекращен и требует от нас, педагогов, постоянного самосовершенствования.

 

Школа № 2, февраль 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN