«В горнице моей светло...»

Нравственно-патриотическое воспитание — сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование у ребенка нравственных чувств, например, через музейную педагогику и проектную деятельность. И именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к историческим и культурным традициям других народов, считает Ирина РЕПИНА, воспитатель детского сада № 15 «Ромашка» р. п. Пижма Тоншаевского округа.

 

 

Проекты в дошкольном образовании

Чтобы ребенок стал действительно любознательным и сам стремился получать новые знания, важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. Такая деятельность интересна дошкольникам: они приобретают возможность экспериментировать, извлекать нужную информацию, анализировать и применять в жизни полученные знания. Метод проектов полезен не только детям, но и педагогам, так как он дает возможность собрать материал по выбранной теме, повысить уровень собственной компетентности, научить воспитанников правильно ставить перед собой цель, видеть перспективу ее достижения, строить план действий, ощутить себя партнером малышей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания для них нескучным.

Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что он узнал или не смог узнать в ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии.

Делать и понимать

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Это изречение Конфуция может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, ибо в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательной деятельности.

Главной целью музейной работы с детьми старшего дошкольного возраста является приобщение их к русским народным традициям. Одним из наиболее продуктивных результатов проектной деятельности является мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музея. Поэтому мы и называем их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает возраст детей, для которых те предназначены, размеры экспозиции и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность формирования развивающей среды в детском саду — участие в этом процессе детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: они обсуждают его тематику, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях ничего нельзя трогать, там ребенок лишь пассивный созерцатель, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно взаимодействовать с вещами!

Такие музеи можно посещать каждый день, самому менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь ребенок — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка, дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Благодаря продолжительности проекта, в течение которого создается и существует мини-музей, дошкольники получают возможность реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. Длительность проекта позволяет малышам попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребность в этом.

Взаимодействие с вещами

Любой экспонат музея подсказывает тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших прабабушек» помогла понять, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. Воспитанникам понравился художественный труд по изготовлению кукол-закруток, русских обрядовых кукол. Каждый ребенок без ниток, ножниц и иголок из разных лоскутков и тесьмы мастерил свою куколку-оберег. Все темы совместной деятельности воспитателя с детьми излагались в форме вопроса, например: «Как строили дом на Руси?», «Как гладили белье?» и др. Ставилась проблемная ситуация, решение которой ребята находили в процессе исследовательской деятельности.

Нашу горницу украшали уникальные коллекции старинных предметов быта русского народа, крестьянская утварь (самовар, глиняная посуда, чугунки, ухват, деревянные ложки, керосиновая лампа, утюг на углях), текстиль (декоративные элементы старинной вышивки, скатерти, салфетки, домотканые половики, расписные полотенца) и др.

Основным достоинством мини-музея в группе является то, что каждый экспонат музея доступен ребенку. В процессе занятий и игровой деятельности он имел возможность взять с выставки заинтересовавший его предмет, рассмотреть его и даже поиграть с ним, например, сложить матрешку, потрещать трещеткой, посидеть на скамье, попить чай из самовара и т. д.

При создании и использовании мини-музея мы, конечно же, не забывали о том, что основной деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре ребенок может лучше познать окружающий мир, овладеть необходимыми навыками, приобрести собственный опыт. В свободное время дети постоянно использовали уголок русской горницы для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Чаепитие».

Мини-музей предполагал погружение дошкольников в другую историческую эпоху. Народная культура передает национальную самобытность. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Создание мини-музея подарило нашим воспитанникам и их родителям много незабываемых впечатлений.

 

Школа № 2, февраль 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN