Игра как метод формирования математических представлений
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Старший дошкольный возраст — это период начала формирования словесно-логического мышления. Дети учатся рассуждать, выделять общие признаки, высказывать умозаключения, находить способы решения задач, делать выводы, напоминает Наталья ХОВАНСКОВА, воспитатель детского сада «Светлячок» с. Кремницкое Бутурлинского района.
Образовательная деятельность и игры
Игра существенно влияет на развитие ребенка, так как является ведущей деятельностью дошкольников. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Включая игру в непосредственную образовательную деятельность, воспитатель одновременно становится и учителем, и участником игры, а малыши во время игры получают знания. Однако, к сожалению, в старшем дошкольном возрасте использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности применяется реже, что приводит к снижению возможностей познавательной активности ребенка.
В работе со старшими дошкольниками повышается роль словесных методов и приемов обучения. Указания и пояснения воспитателя планируют и направляют деятельность детей, вопросы в ходе беседы побуждают искать различные способы решения одинаковых задач. Наряду со словесными методами и приемами широко используется наглядный материал. Большое место занимает работа с раздаточным материалом, цветными и силуэтными изображениями предметов, которые могут быть схематичными («Числовые фигуры», «Схемы пути»). Большим подспорьем являются настольно-печатные дидактические игры.
Вариативность методов и приемов педагогического воздействия, смена пособий активизируют мышление детей, способствуют проявлению ими самостоятельности. Для поддержания интереса к образовательной деятельности воспитатель постоянно должен вносить в нее элементы игры.
Математическая дидактика
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: игры с цифрами и числами, игры с геометрическими фигурами, игры на ориентирование в пространстве, игры — путешествия во времени, игры на логическое мышление.
Несмотря на данное условное разделение на группы, дидактические игры тесно взаимосвязаны друг с другом. Включая в процесс обучения дидактические игры с геометрическими фигурами, мы не только закрепляем знания дошкольников о форме, но и можем совершенствовать навыки счета, соотнесение количества предметов с цифрой, ориентирование в пространстве, закрепить знание цвета.
Наиболее популярными в образовательной практике детского сада являются дидактические игры: «Отгадай фигуру», «Разложи фигуры», «Геометрические узоры», «Найди предмет такой же формы», «Найди и назови», «Сложи по образцу», «Подбери похожую фигуру», «Продолжи ряд», «Фигуры вокруг нас», «Найди заплатку», домино «Цвет и форма» и «Геометрические фигуры», «Колумбово яйцо», «Танграм».
Геометрия в узорах
Дидактическую игру «Геометрические узоры» можно использовать в непосредственной образовательной деятельности с целью не только закрепления знаний о геометрических фигурах, но и развития внимания и воображения у детей. Задания игры могут варьироваться в зависимости от образовательных задач, например:
— «Составь узор» (воспитанникам предлагается образец, руководствуясь которым они составляют такой же узор);
— «Залатай ковер» (в этой игре на образце присутствуют пустые места, которые нужно заполнить для получения узора);
— «Продолжи дорожку» (перед малышами карточка с началом дорожки, на которой геометрические фигуры располагаются в определенной последовательности, необходимо продолжить закономерность);
— «Угадай, чей домик» (для игры потребуются схематичные изображения многоэтажных домиков, на каждом этаже несколько окон (3—5 этажей, 3—5 окон, это зависит от уровня сложности), в каждом окне «живет» геометрическая фигура, но есть пустые окна, которые необходимо «заселить», используя закономерность);
— «Сделай, как я скажу» (педагог руководит расстановкой фигур на листе бумаги, например: в центре один треугольник, под ним два квадрата, в левом верхнем углу четыре овала) и т. д.
Для проведения данной дидактической игры и ей подобных необходимы наборы геометрических фигур. В изготовлении данных наборов нам помогают родители. Каждому ребенку приятно брать на игру «сундучок геометрических фигур», сделанный вместе с мамой. Изготовить данные наборы можно из подручных материалов: цветного картона и спичечных коробков, склеенных вместе, или из универсальных салфеток. Цвет фигур и способы украшения обсуждает с родителями воспитатель.
Играя, познаем мир
Использовать дидактические игры можно как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время. Перед началом игры детей можно разделить на команды и продумать систему поощрения. Взаимодействуя в команде, ребята самостоятельно договариваются о порядке работы, добавляют свои элементы, анализируют полученный результат. В таких играх педагог выполняет поставленную дидактическую задачу, а воспитанники в ходе игры, незаметно для себя, приобретают новые знания, систематизируют и обобщают уже имеющиеся.
Таким образом, даже на примере небольшой подборки игр с геометрическими фигурами мы видим, что дети охотно преодолевают трудности, развивая свои способности и умения. Дидактическая игра помогает им расширять и закреплять знания по математике, делает познавательный материал более увлекательным, вызывает интерес к учению, желание учиться в школе.
ПОДЕЛИТЬСЯ: