Реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования: эффективные педагогические практики региона
Дошкольные образовательные организации Нижегородской области с 1 сентября 2023 года приступили к реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Все детские сады разработали свою образовательную программу, в структуре которой в качестве обязательной части представлена ФОП ДО, а в часть, формируемую участниками образовательных отношений, вошли парциальные программы, технологии и обобщенные эффективные педагогические практики, доказавшие свою результативность, рассказывает Алла ЧЕМЕНЕВА, заведующая кафедрой дошкольного образования НИРО, кандидат педагогических наук, доцент.
Калейдоскоп творческих идей
Парциальные программы дошкольного образования, используемые в образовательном процессе детских садов области, преимущественно имеют краеведческую направленность. Во многих муниципальных и городских округах разработаны и успешно реализуются программы, направленные на «приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины» (ФОП ДО, п. 2). Примерами таких программ стали «Расти счастливым в Городецком крае», «Люби и знай Шатковский край», «Выкса — одина моя» и др.
Активно разрабатывается на инновационных площадках методическое сопровождение образовательных программ. Его направленность разнообразна — формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников, знакомство детей с профессиями (ранняя профориентация), инженерно-техническое творчество и робототехника, обучение и воспитание детей дошкольного возраста с миграционной историей. Большой вклад в разработку технологий и методик современного дошкольного образования внесли педагоги Арзамаса, Бора, Выксы, Сергача, Нижнего Новгорода.
Делимся наработками с коллегами
Эффективный педагогический опыт реализации ФОП ДО транслировался в прошедшем году на региональных и федеральных площадках.
На августовском педагогическом форуме «Образование для экономики региона» в рамках трека «От знакомства с профессией до ранней профориентации: работа с детьми дошкольного возраста» были представлены проекты, технологии, методики и программы, обеспечивающие основные направления деятельности педагога ДОО по ранней профориентации дошкольников в контексте ФОП ДО.
В сентябре в Краснодарском крае проходил XXI Всероссийский научно-практический семинар с международным участием «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной образовательной организации в современных условиях». На нем делилась опытом большая команда из Нижегородской области, в которую входили представители НИРО и педагоги Сосновского муниципального округа. В рамках семинара был представлен доклад «Роль инновационных площадок ГБОУ ДПО НИРО в разработке содержательно-технологического обеспечения реализации ФОП ДО» и проведены мастер-классы.
Информирование российской системы дошкольного образования о достижениях нижегородских педагогов осуществлялось и на региональном съезде работников дошкольного образования Ленинградской области. На нем были представлены разработки детских садов № 404 «Ростки», 184, 122, 90 «ДАНКО» Нижнего Новгорода по теме «Социальное партнерство ДОО и семьи в контексте ФОП ДО».
Побеждают лучшие
Значительный вклад в диссеминацию лучших педагогических практик вносит конкурсное движение. В прошлом году состоялось несколько профессиональных конкурсов.
Региональный этап ХI Всероссийского конкурса «Воспитатели России» проводился с 26 июня по 13 октября в целях выявления, поддержки и распространения инновационного опыта воспитателей, педагогов и руководителей образовательных организаций, стимулирования успешно работающих специалистов дошкольного образования и популяризации профессии. Большинство победителей регионального этапа стали лауреатами федерального этапа конкурса. Тематика представленных на конкурс материалов была разнообразной и соответствовала современным трендам дошкольного образования, таким как функциональная грамотность, развитие креативности субъектов образовательного процесса, внедрение здоровьесберегающих технологий, духовно-нравственное воспитание дошкольников и др.
Региональный этап XIV Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» проводился с 10 марта по 21 апреля и способствовал распространению лучших практик не только на территории Нижегородской области, но и в России. Победитель регионального этапа — старший воспитатель детского сада № 30 Сарова Татьяна Кащеева представила Нижегородскую область в Москве в рамках Дня образования на стенде региона на ВДНХ, где 18 февраля провела мастер-класс по собственной технологии.
Однако не все лучшие практики сегодня доступны педагогам ДОО. С целью ближе познакомить всех заинтересованных с авторскими методическими материалами, разработанными педагогами — мастерами и наставниками, мы открываем клуб «Созвездие-НН» и региональное отделение ВОО «Воспитатели России».
ПОДЕЛИТЬСЯ: