«Эколята — молодые защитники природы»
На протяжении уже многих лет педагоги детского сада № 35 Сарова занимаются экологическим воспитанием и образованием детей, рассказывает старший воспитатель Марина ЧЕСОНОВА.
«Прикоснуться к природе всем сердцем...»
Цель экологического образования сегодня — формирование человека нового типа, с современным экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. И именно дошкольный возраст является базой для формирования основ такого мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.
Освоение детьми основ экологической культуры и экологического сознания во многом зависит от педагога: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.
Традиции и инновации
Коллектив нашей дошкольной образовательной организации поставил перед собой цель — обновить экологическое воспитание дошкольников в соответствии с современными реалиями, научить ребят с первых лет жизни понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Для достижения этой цели были выдвинуты задачи:
— развивать у детей познавательный интерес к миру природы;
— направлять активную деятельность воспитанников на осознанное сохранение природы, на воспитание экологического сознания, нравственного отношения к окружающему миру;
— формировать у малышей экологические знания, культуру и осознанное отношение к природе.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет развивающая предметно-пространственная среда. Над ее обновлением и преобразованием, в соответствии с ФГОС ДО, педагоги тщательно потрудились. Таким образом, в настоящее время созданная современная эколого-развивающая среда способствует эффективной реализации данного направления деятельности детского сада.
В экологических уголках представлены разнообразные комнатные растения, пособия, дидактические игры экологического содержания, книги и энциклопедии о природе, мини-лаборатории с необходимым набором пособий для экспериментирования.
«Мы хотим, чтоб земля расцветала...»
Главным стимулом обновления экологического образования для педагогов нашей дошкольной образовательной организации стало участие в конкурсе «Эколята — молодые защитники природы».
Работа началась с изготовления главных героев «эколят» и стенда «Сохраним природу!». На нем постоянно появлялись разнообразные задания, модели, стихи и загадки для детей.
По мере накопления воспитанниками определенных знаний появлялись и продукты детского творчества: рисунки, зарисовки опытов и экспериментов, рассказы и т. д.
Наиболее эффективной формой нашего взаимодействия явилась реализация различных проектов, включавшая создание экологических знаков, продуктивную изобразительную деятельность, чтение, инсценировки и драматизацию литературных произведений, фоторепортажи о природоохранной, поисково-исследовательской и трудовой деятельности.
Воспитатели совместно с малышами реализовали следующие проекты: «Играем с водой», «Для чего нужны лекарственные растения», «Поможем птицам», «Овощи и фрукты — полезные продукты», «Маленькие жители большой планеты» и др.
К этой интересной деятельности привлекались и родители воспитанников. По мере реализации разнообразных проектов появлялись совместно изготовленные книжки-малышки, природоохранные знаки; папы и мамы организовывали путешествия выходного дня и различные экскурсии на природу.
Организуя работу в данном направлении, мы стремились способствовать не механическому запоминанию детьми услышанного и увиденного, а стремления к реальному анализу происходящего вокруг, тем самым подводя их сознание к пониманию необходимости сохранения животного и растительного мира.
ПОДЕЛИТЬСЯ: